Ничто так не объединяет людей, как победы. Даже чужие. Не так давно весь мир, затаив дыхание, наблюдал за запуском ракеты Илона Маска. Похоже, в Dunu это предвидели, ведь назвали свой новый топ Luna. К тому же с отсылкой к годовщине первой высадки человека на естественный спутник Земли. А поскольку в ракетостроении мои познания не очень, да и Dunu Luna – не ракета, речь пойдет о топовых внутриканальных наушниках от китайской компании.

Рано или поздно это должно было случиться. Компания, производившая по контракту наушники для половины фирм мира, подобно небезызвестному Foxconn, в итоге все-таки решилась на выпуск продукции под своим брендом. Не знаю, то ли заказы в качестве подрядчика уже не устроило китайцев, то ли природное желание показать миру кузькину мать… В общем, имеем то, что имеем.

И в сегодняшних реалиях закономерно, что топ, даже из Китая (а кто из них сейчас не из Китая?), стоит уже совсем не 3 копейки. И даже не 4. Конечно, рваться в самые верха ценового сегмента, подобно Hifiman или Cayin, Dunu не стали. И все же, это уже и близко не тот порядок цен, что был прежде.

Упаковка и комплектация

Вы, наверное, надеялись, что я упущу этот раздел. И я бы рад, но не в этот раз.

Вы знаете насколько большая Луна? Как минимум, очень. Даже если сравнивать с земными континентами. Вот примерно настолько же большая коробка Dunu Luna в сравнении с коробками “обычных стиральных порошков наушников”. Просто огромный черный куб.

Отдельная гордость компании – чистый бериллий в качестве мембраны. Наверное, если бы не его токсичность для человека, то по кусочку металла вложили бы в коробочку, дабы каждый знал своего героя в лицо. Оглядываясь на комплект, не уверен, что маркетологов остановила бы даже цена этого материала. Но не в этом случае. Чего нет, того нет.

Импеданс наушников стандартный – 16 Ом. Чувствительность 110 дБ. Т.е. на бумаге получается вполне среднестатистические показатели, что на самом деле хорошо. Таким образом, Dunu Luna и не собирает лишний шум с источников, и не служит неприятной нагрузкой.

Откуда предположения о кусочке бериллия? Да потому что в комплект положили все. Все, что только можно придумать. И даже больше.

Сняв этот самый куб без лишних телодвижений вверх, обнаруживаем буквально ракету. Во всяком случае, в четыре стороны падают подпорки с различными лозунгами, а сама коробка имеет несколько ступеней. И на каждой написан не степень развития Халка и даже не костюмы Железного человека. Там приведены инновации, которые произвела (конечно же) Dunu на рынке портативного аудио. Как в школьном учебнике, с датами. И было бы особенно забавно, если бы в каждой секции были те самые наушники, которые реализовывали эти инновации, но нет. А там есть и про 2000j, и про 2002 и, конечно же, про Luna.

На острие атаки нас встречают сами наушники. Видимо, чтобы еще раз подчеркнуть их компактность, огромная площадь не содержит ничего кроме левого и правого корпусов без проводов и насадок, утопленных в вырезы удерживающего материала. Ниже есть металлическая плашка с переливающимся названием модели и серийным номером. Может, она все-таки бериллиевая? Нет, вряд ли. Зато там нарисован его химический символ и даже условная иллюстрация.

Сняв первую ступень, обнаружим, словно на подносе, богатство насадок, кабель и все 4 сменных джека. Да, если уж такая система используется в относительно бюджетных кабелях компании, почему бы не применить ее в комплекте Dunu Luna? Что касается джеков – отдельный плюс, что есть все 4 существующих варианта в портативе. Дикие предложения от АК и прочих использовать сразу 2 выхода не берем в расчет. Так что имеем 3.5 небаланс и балансные 2.5, 3.5 и 4.4. Реализация системы замены неплохая, но малость громоздкая. Во всяком случае больше, чем таковая у Dita.

Сам кабель не толстый, используется спиральная свивка, обеспечивающая максимальную компактность. По виду не заметно, но в спецификациях указано, что кабель гибридный: медь + серебро производства Furukawa. Так что провод вполне аудиофильский не только по виду, но и по содержанию. Имеет прозрачную изоляцию с интересным отливом, который тоже хочется назвать лунным. Ну и дизайн коннекторов тоже в этих же оттенках – серебристый и светло-серый.

Пожалуй, единственное, к чему у меня есть претензии – немного аляповатая заливка коннекторов ммсх в плане цвета и размера. Хотя они сами достаточно качественные. Для более надежного крепления используется вариант с разделенной на 4 части внешней частью разъема. Таким образом защелкивание плотное, четкое, а непроизвольного проворачивания наушника вокруг сокета, скажем, под собственным весом, не происходит.

Насадок в комплекте также достаточно. Уже на этой ступени обнаружим 4 пары силиконок синего цвета, а рядом на отдельном держателе еще 3 пары спинфитов 3 размеров и 3 пары насадок с красным сердечником. А если вам мало насадок, рядом с чехлом есть еще немного спинфитов на металлическом держателе. Он же подсказывает, что это CP100, а на обратной стороне даже нанесены их размеры.

Не будем останавливаться на достигнутом, снимем и этот ярус. И обнаружим ниже достаточно большой чехол на магните с логотипом Dunu. Выглядит кожаным, но пахнет химией, а не кожей, как новая обувь или чехлы Dignis. Зато неплох на вид, достаточно большой, даже если вы решите хранить там наушники с каким-нибудь объемным кастомным канатиком. Хотел было привести в пример Dunu Hulk, но какой смысл в даунгрейде?

А еще есть переходничек с USB-C на 3.5. Да не простой, а со своим цапиком. В общем, если вы думали, почему такие штуки делают iBasso, Hidizs и даже DD – в общем, все, кроме Dunu то вот он, DTC 100. Dunu сделали. Купив наушники, получите его в качестве приятного бонуса. И переходник на USB, конечно же. И коробочку с инструкцией. Пока все. На этом ярусе. Что касается звука этого свисточка – он обладает достаточной мощностью и по памяти как минимум не хуже iBasso DC03.

А если вам мало и этого, можно снять эту ступень и обнаружить то, чего уж точно не ожидали – достаточно огромный кожаный мужской клатч черного цвета с множеством замочков и отделений. Так и представляю себе китайского бизнесмена, который достает из него те самые Dunu Luna, поднимаясь по ступеньках в свой личный офис где-то в Гуанчжоу.

А еще в отдельном вырезе есть две коробочки с логотипом компании. В одной поменьше найдем ремешок на руку для того самого клатча, а в той, что побольше аж одну пару пенок Comply, гарантийник и переходники авиа и на 6.3. А еще щеточку для чистки и достаточно огромную прищепку для кабеля. И на этом по комплекту наконец-то все.

Дизайн и эргономика

В плане дизайна Dunu Luna совсем не сложные. Достаточно небольшой круглый корпус, к которому в верхней части прикручен цилиндр, в котором, в свою очередь, расположились сокеты ммсх. Сам корпус в некой мере напоминает линзу. Внутренняя его часть имеет выпуклость, а внешняя – впадину. Говорят, чтобы было больше похоже на Луну. Ту, которая спутник Земли, конечно.

В остальном же все стандартно. Звуковод забран сеточкой, умеренно длинный, для зацепа насадки используется столь маленькая зацепка, что я сомневаюсь в ее эффективности – скажем, ортофоновские насадки или спирал доты не держатся на нем как следует. Но если решите использовать мандаринки или стоковые – думаю, вопросов не возникнет. У меня не возникало, во всяком случае. Амбушюры следует подбирать тщательно, на звук они, разумеется, влияют. А что касается удобства, то небольшой размер способствует достаточно правильному и комфортному расположению наушника в ухе.

Немного скепсиса. Экскурс в физику и маркетинг Бериллия.

Внутри, как я уже говорил, по словам Dunu, первый в мире динамический излучатель с диафрагмой из чистого (чистота не уточняется) бериллия. Материал предоставлен Materion Corporation и его родословная выписана до последнего слова грамма. Ведущий поставщик, работающий с НАСА. Рудник находится в штате Юта (а не в какой-то там ЮАР!), завод первичной переработки в Огайо, а завод по финальной обработке в Калифорнии. И все это едет в Китай. Да с современными санкциями. Вы тоже в это не верите? Ну ладно, может и правда.

Теперь к обоснованию применения именно этого металла. Встречал разные обычно околонаучные тезисы, например ультранизкий коэффициент Пуассона. Кто знаком с сопроматом знает, что это не так уж хорошо – низкий коэффициент обозначает высокую хрупкость материала. И да, этот коэффициент и правда ниже остальных распространенных металлов примерно в 10 раз. Так что бериллий твердый. Настолько, что им можно резать стекло. Пока не поломается, конечно. Ибо по хрупкости он тоже в лидерах.

А еще применение Бериллия обосновывают ультравысокой температурой Дебая и прочими умными терминами. Тут не буду распространяться, это тоже больше попытка подать простое умными словами. Т.е. тоже маркетинг. А уже верить в него или нет каждый решает сам. Лично я остаюсь скептичным. Закапывайте хоть в лунный грунт (если уж мы про Luna), если это дает прирост в звуке. Ибо если нет, то все равно без толку.

Звук

Ну вот наконец пришло время поговорить о звуке, понемногу отходя от шока, обусловленного комплектом.

А звук ведь тоже может шокировать. Но не эффектной и красочной развеселой подачей, а напротив, сдержанной техничностью и качеством. Разумеется, вау-эффекта или разрыва шаблонов не получилось. Эта модель не об этом. И все же, достаточно взрослый, высококлассный и музыкальный звук не оставляет равнодушным. При чем обычно “взрослый” предполагает то или иное превалирование НЧ, массы или теплоты в общей картине, но тут этого не заметно. Нет, музыкальность, целостность, эмоции подкрепляются прекрасной скоростью и аналитичностью подачи.

Очерченность, детальность и контроль – вот те три слона, на которых строится звучание наушников.

Низкие частоты

НЧ не очень привлекают к себе внимание. Они подаются скорее в мониторной ровной манере, привлекая не количеством, но качественной проработкой. Контроль, скорость, передача текстур, раскатистые мощные или резкие рубленые удары – все это дается наушникам хорошо. При этом протяжность диапазона позволяет ему быть почти столь угодно мощным и массивным, если это необходимо. В то же время, достаточно ровная подача диапазона не делает удары неестественными или раздутыми. Вариативность позволяет передавать размерность и характер звучания инструмента, а так же манеру звукоизвлечения. Но общий характер подачи наушников в целом и НЧ в частности я бы назвал скорее немного суховатым. Так что басхедными наушники точно не являются, передавая НЧ достаточно точно и сдержанно. Без никакого буста весом или рельефом.

В качестве теста велико искушение использовать что-то на тему Луны. А постольку Cult of Luna одни из фаворитов моего плей-листа, не могу не посоветовать например, относительно недавнюю совместную работу с неординарной Julie Christmas.

Не многие наушники показывают, что в группе на ударных трудится 2 человека, да и партия ударных вообще построена не так уж просто. Тут варьируется не только размерность, но и техника звукоизвлечения, даже на простых, на первый взгляд, фрагментах. Все эти моменты отлично передаются одним динамиком Luna.

Средние частоты

СЧ у Dunu Luna так же неприукрашенные, ровные, детальные и техничные. С одной стороны они прекрасно справляются с макродетальностью, общими планами и характером звучания той или иной комппозиции или ее части, но с другой им так же присущ небольшой уклон в техничность. Прежде всего на себя обращает внимание детальность, хорошая передача мелких нюансов звукоизвлечения, ревербераций и тембров. Но, в то же время, звучание обладает достаточной насыщенностью, полнотой и телесностью. Создавая необходимую массу и напор, где это необходимо. Более того, на общем фоне ощущается легкое превалирование СЧ и столь же легкий оттенок теплоты диапазона. Таким образом, при хорошей эмоциональной достоверности и прекрасной поддержке на краях диапазона достигается хорошее раскрытие нюансов и эмоций записи.

Ну тут меня, конечно, заклюют, если я не вспомню про Savage Garden, если уж название их песни неприкрыто красуется в заголовке обзора или, скажем, Blackmore’s Night, но какое мне дело до этого? Ведь есть одна из величайших (и красивейших) вокалисток современности – Симона Симонс. Да и что уж говорить, несмотря на все многочисленные плюсы, меня наушники своей стремительной техничностью располагают именно к металлу.

Не буду комментировать этот трек, тут надо слушать. Оркестровки, хор, вокал Симоны и Марка – что может лучше иллюстрировать средину?

Высокие частоты

ВЧ так же можно смело назвать одной из фишек звучания. В общем ключе, их прежде всего характеризует высокая детальность, техничность, мониторность, целостность и прозрачность. Но эти моменты никоим образом не оборачиваются отсутствием наполнености и массы. Нет, партия того или иного инструмента прослеживается сполна, обладая большим количеством обильных сложных и изящных затуханий. Они в полной мере позволяют насладиться всей сложностью композиции. Кроме того, это те легкие нюансы и едва заметные моменты, которые придают записи особенной живости и реалистичности.

Способствует этому и хороший динамический диапазон. Благодаря этому наушники правильно расставляют детали соответственно их местам в композиции.

Ну и, постольку я не нашел кавера на Hijo de la Luna, который бы мне понравился, а оригинал уже заслушан до дыр, продолжу тему оркестровок одним из треков, который давно и прочно засел не только в моем плей-листе, но и в основном списке тестовых треков.

Кроме редкого образчика дуэта Шаграта с Аньет Кьёлсруд трек включает интересные необычные для блека ритмические ходы и насыщенную оркестровку. Все это богатство Luna передает сполна.

Сцена

Что касается строения сцены, то она очень хороша как в ширину, так и в глубину. Более того, она одна из лучших в своем форм-факторе. Наушники умеют быть по-настоящему масштабными. При этом имеется хорошая проработка планов и их разделение. Органичность звучания не нарушается, инструменты не оказываются на втором плане внезапно, поскольку с взаимодействием проблем нет. Позиционирование инструментов хорошее, с чуть заметным уклоном в компактность, но без перегибов.

Итоги

Dunu Luna определенно получились очень хорошими. В своем личном топе я определил для них одно из призовых мест. Без скидок на цену, производителя и страну, количество и технологию драйвера и прочее. У Dunu получилось сделать отличные наушники. Техничные, эмоциональные, сдержанные, но точные. Большой звук в компактном корпусе. С богатой, как ни у кого, комплектацией. А каким будет их звук для вас – решать вам. Ознакомиться с ними точно стоит. При наличии соответствующего уровня источника и записей наушники легко могут стать основными и любимыми.