Все авторы

Dunu EST112. Аристократы/электростаты.

Dunu Est112

Dunu EST112, как можно догадаться по названию, электростаты. Конечно же, не полностью, да и, если разобраться, то не совсем, но, тем не менее. Видимо, хайп не прошел мимо и таки зацепил компанию краешком драйвера. До недавнего времени ей вполне неплохо удавались как чисто динамические (скажем, их топ, Luna, несмотря на некоторые замечания, я могу с уверенностью считать лучшими наушниками компании), так и арматурные (чего стоят одни только не так давно мощно выстрелившие SA6). Но гибриды Dunu ранее были скорее классическими с нынешней точки зрения. Т. е. динамический драйвер на НЧ, арматура (одна или с друзьями) выше. Тут оставили тот же фундамент. Но в качестве вишенки на торт добавили тот самый хайповый электростат. И то не один, а сразу два.

Цифры в названии модели как раз стоит читать последовательно, а не набирать экстренный номер, как могло бы показаться. И обозначают они именно количество излучателей. 1 динамический, 1 арматурый и 1 двойной электростат. Почему на самом деле все современные внутриканалки, не имеющие собственного внешнего достаточно большого усилителя, не совсем корректно называть электростатами, я уже как-то говорил. Кому интересно, можно почитать. А я тем временем продолжу о герое обзора.

Четырехдрайверная модель, трибридная (да простят мне Empire Ears, надеюсь, это слово не запатентовано за их продуктами) технология. Ну и еще кое-что, что вполне неплохо ее дополняет. Хорошая заявочка на успех. Особенно с учетом качественного кабеля с фирменными сменными коннекторами (отбирающими хлеб у Shanling M8), потрясающе стильного и технологичного дизайна и адекватного ценообразования.

Упаковка и комплектация

Но начнем, как всегда, из далека. То есть с упаковки. Наушники поставляются во внушительного размера боксе. На ее лицевой стороне нарисован сам наушник. Причем анатомически, то есть со всеми внутренностями. То ли ракурс, то ли такой рендер, но на рисунке он напоминает скорее более ранние гибриды компании. Например, 4001-ые. На деле же шелл Dunu EST112 более чем полностью на них не похож. Но это мелочи. Зато на упаковке можно примерно представить себе, как самую большую комнату внутри корпуса занимает динамический излучатель, комнатушку сильно поменьше —  его арматурный коллега. А в самом звуководе и разместился тот самый малыш, названый электростатом.

Рядом нанесены логотипы компаний, чьи творения использованы в наушниках. Т.е., Knowles и Sonion по части драйверов и Spinfit – насадок. Как по мне, последние бывают кстати достаточно редко, но, учитывая, что этот бренд принадлежит самим же Dunu (сюрприз, кто не знал), похвально, что на них все же не поскупились. Но вот найти их в коробке будет небольшим и интересным квестом.

На верхней части коробки под клапаном нас встречает фирменный вкладыш. На торце коробки написано, что все это Presented by Dunu. А вкладыш сообщает о том, что еще и Designed by Dunu. А под ним в вырезах вспененного (и, хвала китайским богам, не так сильно собирающего мелкие пылинки) материала располагаются сами наушники. Сразу подключенные к кабелю, свитому в компактную бухточку. Коннектор с коробки не установлен.

Джеков в комплекте 3. От редко встречающегося (за пределами Китая, по крайней мере) балансного 3.5 решили отказаться. Так что, кроме обязательного небалансного 3.5 имеется пара балансных – постепенно отходящий в прошлое 2.5 и постепенно же его вытесняющий 4.4. Все они располагаются на нижнем слое. Слева упомянутые коннекторы и специальная коробочка для насадок.

Имеется 3 пары серых и 3 пары белых. И те и те с логотипом. Да, он теперь даже на амбушюрах. Белые чуть отличаются по жесткости и по звуку. Белые позиционируются компанией как своеобразный референс. В то время, как серые делают звук чуть светлее и добавляют больше призрачности прозрачности на ВЧ.

В коробочке справа есть фирменный кейс на змейке. Такой же, как, например, у упомянутых SA6. А еще – фирменная салфеточка для протирания. Учитывая корпус модели, не самый полезный аксессуар, но все же, думаю, лишним не будет.

А вот внутри чехла еще несколько сюрпризов. Во-первых, обещанные спинфиты. Во-вторых, переходник на 6.3, щеточка для чистки и еще одна пара насадок. На этот раз пенных. Ну и, наконец, аксессуар, показывающий, насколько оптимистично смотрит в будущее компания – авиационный переходник.

Кабель

О чехле я уже рассказывал ранее в обзоре SA6, так что остановлюсь подробнее разве что на кабеле. Он называется DUW 02s. Являет собой нетолстый достаточно удобный провод из двух пар не самых толстых проводников. До сплиттера плетение крестообразное, выше – спираль. Изоляция, под стать наушникам, серого цвета.

Фурнитура компактная. Во всяком случае сплиттер. Слайдер небольшой пластиковый. При всем этом кабель скорее тонкий. Но ощущения хлипкости не вызывает. Не могу сказать, что он определенно в духе Dunu EST112 – по размеру корпусов им бы подошел какой-то более аудиофильский вариант. Но вот то, что он подходит по цвету и по стилю отрицать сложно. Да еще и удобен. Это едва ли не самые тонкие и точно одни из самых удобных 26 AWG, которые мне встречались. Конечно, это не полная веревочность, но на свою толщину кабель вполне мягкий. В качестве проводника, кстати, ничего поражающего воображение – посеребренный медный литц. Cовременный джентльменский набор.

Коннекторы ммсх как и у иных кабелях компании. Залитые, угловые под 45 градусов. Немного крупноватые, но не критично. Имеются сформированные по умолчанию заушины.

Из приятного – есть фирменная система ммсх, именуемая Cath-Hold. Ничего страшного в этом нет. К счастью, это просто легкая модификация стандартного разъема. Так что и кабель, и наушники совместимы с любыми иными стандартными ммсх.

Если вкратце, то коннекторы на кабеле имеют разделенную на 4 части юбку. При подключении эти лепестки немного подпружинивают в разъеме. За счет этого фиксация плотная, коннектор не прокручивается самопроизвольно. Отсюда пара положительных моментов. Во-первых, можно провернуть кабель в сокете для более правильного удобного направления заушины. Во-вторых, таким образом не нужно прилагать лишних усилий при подключении и отключении. Это происходит с заметным, но не излишним усилием. Так что риск потерять наушник по сути нивелируется. Что однозначно плюс.

Со стороны источника, как я уже упоминал, установлен фирменный терминал для замены джеков Quick-Switch. Как и ранее, он достаточно крупный. Но к его размеру все уже привыкли, так что, ничего критичного.  

В общем, по комплекту упаковки, имеется все, чего пожелает сердце. Много нужного и даже немного ненужного. Но с умом, а не до полного расточительства.

Дизайн и эргономика

Внешне корпуса напоминают собой очень обобщенную универсальную версию кастомов. В том плане, что нет каких-либо особенных подвывертов, особо анатомичных впадин и выступов и прочих нюансов. Аристократический минимализм. Сечение корпуса соответствует форме фейсплейта. Шелл толстый, так что волей-неволей из ушей выступает. Но не то чтобы критично.

Основной корпус выполнен на высокоточном 5-осевом ЧПУ из аэрокосмического авиационного (какого же еще) алюминиевого сплава. Конечно же, цельного куска. Затем красится анодированием. В итоге получается матово-серое покрытие, немного напоминающее на ощупь забытый ныне софт-тач эффект. Отпечатки пальцев не собирает. Для этого имеется фейсплейт.

Он уже изготовлен из нержавеющей стали. Полированный, имеет специфический веероподобный узор. Отпечатки с него легко оттираются фирменной салфеточкой. Но в целом – не могу назвать наушники маркими. Потому как глянцевые акценты (кроме узоров) есть разве что по контуру. В остальном фейсплейт тоже матовый. Примерно напротив звуковода имеется продолговатая прорезь. Внутри за ним скрывается ACIS – Air Control Impedance System. Если коротко, то это своего рода фазоинвертор динамического драйвера, улучшающий отдачу на глубоких НЧ. С внутренней стороны шелла тоже, соответственно, имеется компенсационное отверстие.

Коннекторы для смены кабеля тут не лицуются с корпусом, а немного выступают из него и выведены на специальных цилиндрических выступах. Не знаю, зачем это понадобилось, но на надежность и удобство не влияют.

Dunu EST 112

Dunu EST112 крупноваты, но технологичные, стильные и достаточно притягательные. Модель определенно имеет свой технофильский шарм. Который лично мне отдает неким аристократизмом, минимализмом и ноткой хай-тека.

Звуковод не очень длинный, выведен под правильным углом. Имеет стандартную ширину и располагается на своеобразном выступе на внутренней стороне. Немного нестандартна разве что насечка для фиксации насадки. Но она по крайней мере есть. Торец, конечно же, забран достаточно мелкой сеточкой, дабы ничего не попадало вовнутрь. А у основания имеется уже упомянутое компенсационное отверстие. Таким образом оно не перекрывается насадкой или ухом при прослушивании и драйвер разгружается с обеих сторон.

Технологии

Кроме упомянутой ранее технологии ACIS, пожалуй, стоит остановиться и на самих драйверах. О EST не буду, о нем все известно давно. Он тут на дальнем отрезке ВЧ. Арматурный излучатель, в свою очередь, по заверениям производителя, кастомный. То есть разработанный по спецзаказу. В его юрисдикции СЧ и начало ВЧ. 13.5 мм динамический драйвер, который передает НЧ, являет собой уже третье поколение излучателя. Среди его инноваций – двухстороннее бериллиевое напыление на мембране. Производитель обещает еще больше жесткости и еще более легкий вес, что, вместе с возросшей напряженностью магнитного поля должно обеспечивать еще более точное воспроизведение. Верить ему или не верить, каждый решает сам. Как по мне, главное, чтобы все это работало. То есть, звучало.

Dunu EST 112

Формирует все это систему импедансом 10 Ом и чувствительность 110 дБ. То есть, формально, это крайне чувствительные наушники, всем раскрывающиеся, но от всего шумящие. На деле же я не могу сказать, что это в полной мере так. То есть, шуметь, они, конечно, могут, но по поводу всех источников сказать не могу. У меня этой проблемы не было. Хотя подобные жалобы встречал. А вот касаемо чувствительности – наушники действительно нетугие. Им не нужен был какой-то феноменальный уровень мощности и хватало довольно обычных среднестатистических значений на шкале громкости.

Звук Dunu EST112

Прежде всего, отмечу достаточно цельное звучание наушников. Особенно в плане НЧ-СЧ участка диапазона. Dunu EST112 приготовлены весьма органично и ладно, нет сильной зависимости частотного диапазона от излучателя. Драйвера согласованы отлично, звучание весьма когерентно, и разные отрезки диапазона нельзя с полной уверенностью охарактеризовать динамическими или же арматурными. С присущими (или приписываемыми) им обычно вальяжностью или, напротив, резкостью. Вернее, можно, конечно, сказать, что бас динамический, а средина арматурная. Но уже зная что это так, определить это заметно легче, чем не зная. На самом деле, конечно, и динамики, и арматуру уже давно научились готовить так, как это требуется. И тут наушники отлично демонстрируют, что бас может быть достаточно техничным, а арматура – весомой.

Кроме того, Dunu EST112 имеют хорошую детальность и скорость по всему диапазону. В то же время, не подчеткивают ее, демонстрируя скорее наполненность и телесность. Заметен хороший баланс между микродетальностью и макросоставляющей. Наушники не уходят слишком заметно ни туда, ни туда, сохраняя хороший баланс и здравый смысл.

Что же до специфических моментов, особенностей звучания, то они, определенно, имеются. Прежде всего, это реверанс в сторону целостности и телесности. Она не излишня и заметна слабо, но, что есть, то есть. Тут важную роль играет и общий тюнинг, и роль НЧ. Но об этом чуть позже.

Второе – это, конечно же, передача ВЧ. Я не зря вынес за скобки этот участок диапазона в начале этого раздела. Как я уже говорил, я далек от того, чтобы определять звук характером излучателя, ибо приготовить его сейчас можно почти как угодно. Но в данном случае не могу не отметить, что передача электретов обычно имеет свои особенности. Многих привлекает его мягкость, нерезкость и ощущение “звука из ниоткуда”. (В качестве заметки на полях – для настоящих, полноразмерных и полнодиапазонных электростатов типа Stax это принято записывать как раз в минусы). Так что, не странно, что львиная доля производителей готовит этот драйвер именно так. И EST112 не стали исключением.

ВЧ тут мягкие, обволакивающие, воздушные, но той самой телесности они как раз лишены. То есть, есть то самое любимое многими ощущение комфорта и приглажености диапазона, несмотря на хорошую проработку в плане технической части. Так что, если речь о сыпящейся агрессивно и даже грязно записанной тарелке, или легкому звону треугольника – наушники, безусловно, передают и то, и то. С вкрадчивостью колокольчиков или треугольников вопросов не возникает (там как раз они могут быть, если этот инструмент выходит в сильную солирующую позицию). Но вот как раз резкое бритвенное звучание тарелок более точно показывает минус такого подхода к тюнингу. Оно смягчается и теряет ту выразительную колючую жесткость. Да и то самое ощущение звука из ниоткуда в плане передачи перкуссии не всегда кстати, например, в плане позиционирования инструментов.

Dunu EST 112

Но, заметно, что этот тюнинг в EST112 выбран тут преднамеренно, он хорошо вписывается в общую концепцию чуть слитного и целостного нерезкого звука. Такой подход как раз и добавляет звучанию больше комфорта, не жертвуя при этом воздухом и пространством.

Низ

НЧ имеют достаточно хорошую протяжность и контроль. Они достаточно точные, детальные и техничные. Так что EST112 хорошо передают нюансы записи, уделяют должное внимание текстурам и нюансам звучания. Но не концентрируются лишь на этом. Все же, уклон в массивность и целостность заметен прежде всего тут. Так что, звучание обстоятельное и весомое. С одной стороны, бас не выделяется на общем фоне, но с другой – именно он задает общий характер звучания. По сути это и есть тот самый фундамент, создание которого как правило, лежит в прямых обязанностях НЧ.

И он тут строится достаточно прочно и обстоятельно. Удары всегда рельефны, весомы и массивны. Но, благодаря хорошему контролю, способны демонстрировать и точность, и очерченность. Способны, но обычно не демонстрируют. В плане того, что несмотря на хорошую техничную сторону наушники не подчеркивают ее. Так что бас остается скорее целостным. Уклон в массивность тут едва заметен. Можно сказать о совсем немного акцентированной, но практически ровной передаче диапазона. С той лишь особенностью, что самый низ все-таки чуть вздернут, имеет небольшой акцент. Как иначе-то при добавленной массивности? Но если говорить о жанрах, требующих акцентированных НЧ, то едва ли тут EST112 будут кстати. Акцент тут столь аккуратен, что его можно и не заметить.

Так или иначе, отличный контроль позволяет сохранять хорошую артикуляцию ударов, их рельеф, характер и особенности. Они достаточно телесные, при этом имеют хорошую плотность. Так что, наушники способны порадовать хорошей передачей ударных и там, где их партия разнообразна и динамична, и там, где в группе трудится не один ударник, и даже там, где, вроде бы, все просто и даже барабанная установка всего ничего, но мастерство драммера вывозит на отлично. В плане достоверности ударов, наушники действительно заслуживают похвалы. По скорости их легко можно принять за арматурные. В хорошем смысле слова.

Ну и легкая теплота тоже присутствует. Так что, при передаче нюансов и текстур – а благодаря хорошей техничности, Dunu EST112 это могут – наушники не забывают о толике эмоций. Но из-за того, что поднят как раз самый низ, а не мидбас, и теплота тут заметна не сильно, а передача текстур если и выделяется, то лишь совсем немного.

И вот тут как раз время еще раз вернуться к техничности и контролю. Ибо именно их заслуга, что при таком чуть расслабленном тюнинге он присущ наушниками независимо от жанров и т.п. То есть, он не мажет, везде успевает, и отлично ложится как на электронику (не басхедную), так и на металл.

Абсолютно очевидный пример, который я, тем не менее, не мог не привести. В подобной музыке меня всегда привлекала не только грув-составляющая, но и прог с его технической стороной. А в плане техничности талант Марио сомнению не подлежит. Разносторонняя динамичная партия ударных передает нечто большее, чем просто ритм. Это эмоция, это напор, это драйв. Это безупречно отточенная симфония.

Середина

Как я уже говорил, нельзя с полной уверенностью охарактеризовать ее арматурной. Разве что в хорошем смысле. То есть, что должен уметь каждый уважающий себя арматурный излучатель? Быть быстрым, точным, детальным и передавать все нюансы записи. Тут это есть. Дальше уже идет телесность, отсутствие чрезмерной резкости, естественность, наполненность, возможно, теплота и т.д. Обычно арматурный драйвер где-то да и дает маху. Но не тут. В данном случае инженерам удалось приготовить действительно детальные, техничные и точные наушники, но без проблем с естественностью. В духе НЧ, тут имеется легкий уклон в целостность и легкий же теплый оттенок. Кроме того, Dunu EST112 чуть слитные и не имеют излишней резкости. Тут как раз достигнут необходимый баланс между скоростью и естественностью.

За счет детальной подачи, но в то же время, без акцентирования микроконтраста и детальности, получается, с одной стороны, хорошая, буквально немного акцентированная, передача эмоций, веса и телесности, да и общих макродетальных моментов записи. Но с другой стороны, если запись технична, то все необходимые мелкие нюансы тоже имеются. Нет, например, преднамеренного смазывания, текстурности или тембров. При этом хочу отметить, что акцентирование весомости, телесности и эмоций тут очень и очень аккуратное, практически незаметное. Это не вокал “в лицо”, это скорее легкое его акцентирование. Своего рода пара пунктов к уверенности исполнителя и пара шагов со сцены в зал. Ну и немного более интимная подача.

Но уже что касается фальцетов или более высокого женского вокала – он придерживается более аристократических манер. Никаких шагов со сцены. Никаких лишних движений. Вся экспрессия в голосе.

Как следствие, передача диапазона в должной степени точная и естественная, без особых акцентов на каких-либо моментах, но с хорошей передачей тех моментов, которые в композицию изначально заложены.

Также стоит упомянуть и о том, что зона сибилянтов у наушников аккуратно причесана. Так что, и к комфортности звучания плюс, и к некачественным записям снисходительнее.

Абсолютно электронный трек, с вкраплениями чего угодно. И тут целостная подача и тюнинг оказываются очень кстати, передавая всю динамику и эклетичность композиции. Не расслаивая ее на составляющие, но объединяя их.

Верх

ВЧ, в свою очередь, характеризуются упомянутой мягкостью, плавностью и нерезкостью. Они, с одной стороны, вроде бы достаточно непринужденны, легки, атмосферны. Но вот с другой – немного излишне расслаблены и не имеют выразительности и границ. То есть их динамический диапазон недостаточно высок в сравнении с иными типами излучателей в наушниках. Поэтому звучание легких атмосфетных и вкрадчивых партий им дается на ура. Но вот что касается того момента, где такая партия выступает не просто в качестве аккомпанемента, а развивается в солирующую – эти моменты заметны. В этом случае ВЧ сохраняют легкость, но не имеют достаточно выразительности, контрастности и телесности. Таким образом, имеется легкая размытость. Благодаря хорошей выразительности эффекта замыленности или смазанности, конечно же, не возникает. Но отчетливости и выразительности партии чуть не хватает.

Но, во-первых, для наушников с этим типом излучателя на ВЧ это нормально, и без этих проблем (и, соответственно, с иным тюнингом) смогла приготовить электростаты пожалуй, одна фирма. Увы, это пока что не Dunu.

Во-вторых, эта особенность в передаче ВЧ Dunu EST112 тут не является камнем преткновения и воспринимается не более чем особенностью, а то и изюминкой записи. По сути наушники достаточно умело перекатывают присущую им слитность, округлость и плавность с низа через середину на самый верх. Дополняя ее тут еще и легкостью, часто недоступной для иных моделей. И уже в этой роли такая подача очень даже оправдывает себя. Создавая звучание чуть более эффектное, атмосферное и утонченное. А резкость или чего более грубость, в аристократическом обществе не принята. (Как тут не вспомнить шутку Курта Кобейна, когда на выступлении по ТВ он начал играть не ту песню, которую было оговорено. От чего ведущий и руководство канала в те закомплексованные/зацензурированные времена отложили немало кирпичей.)

Ну и, раз уж я тут разбухтелся, как старый дед, а всем такая подача подходит, то вот. Соотвестсвующая времени деда и воспринимающаяся уже сейчас вполне аристократичной композиция. Отличный пример записи, где минусы подачи наушников незаметны вообще.

Сцена

В плане строения сцены имеется пара моментов, которые стоит упомянуть. Прежде всего, это ее пространственность и эфемерность. Она имеет достаточно воздуха и имеет склонность к масштабности. Это нельзя назвать в полной мере раздуванием сцены. В том плане, что благодаря ненавязчивым и комфортным ВЧ они в основном хорошо вписываются и в камерные записи. Но заметно, насколько сильно расцветают в них как раз широкие, масштабные, даже стадионные записи.

С другой стороны, образы инструментов достаточно правильные, буквально чуть крупноваты. Небольшая добавка массы имеется и на записи отражается, но не столь заметно. Большее значение тут имеет как раз разделение и взаимодействие инструментов и планов (а оно действительно отличное). Благодаря той самой воздушности размеры сцены выше среднего, и наушники довольно точно и тщательно расставляют инструменты по сцене, избегая столпотворения и сохраняя социальную дистанцию. В то же время, хорошее взаимодействие не дает инструментам совсем уж рассыпаться по чистому полю и тут воздух не совсем пуст, а служит своеобразным связующим элементом.

Кроме того, Dunu EST112 демонстрируют достаточно хорошую глубину. Вместе с шириной это и создает ту самую масштабность и монументальность подачи, присущую наушникам. Кроме того, среди заметных плюсов – взаимодействие планов. Отчасти благодаря тому самому наличию воздуха EST112 хорошо передают динамику партии инструмента. Он логично выходит на первый план, не теряется раньше времени и не проваливается на второй-третий план внезапно. С другой стороны, первый план немного подчеркнут, так что выразительность солиста и передача эмоций тут на должном уровне.

Пожалуй, самое очевидное из подобного, что мне приходит в голову – трек с отличного лайва 2013 года.

Критичность к записи

Тут наушникам определенно можно поставить отличную оценку. Тот самый легкий реверенс в слитность и мягкая передача ВЧ позволяют наушникам передавать основные важные моменты записи, не акцентируя внимание на ее недостатках. Разумеется, если запись не безнадежна. Так что им присуща отличная достаточно честная передача эмоций и деталей, с правильным отражением особенностей, но если запись слушабельна – Dunu EST112 определенно выжмут из нее все хорошее.

Хотя стоит иметь в виду, что от плохих записей удовольствия меньше, да и наушники в полной мере не покажут, на что они действительно способны.

Итоги

Что же можно сказать в заключение? Dunu снова приготовили отличные наушники. С хорошим комплектом, стильным дизайном. Со сдержанной, но все еще эмоциональной и нескучной подачей. И во внешности, и в звучании они имеют нотку аристократизма. Но покоряют своим шармом и создают впечатление изысканного концерта не только для особ королевских кровей. И играть способны не только вальсы. Однозначно рекомендую к знакомству. Может быть, это именно та подача, которая придется вам по вкусу больше всего.