ВСТУПЛЕНИЕ

Нет, вы не ошиблись и вам не показалось. И нет, это не проделки уже, казалось бы, ничем не способного удивить 2020-го (скорее бы он закочнился, но что готовит нам 21-й – загадка из загадок). Я про свое имя под заголовком обзора беспроводных наушников. Все именно так, и это – не первый мой опыт беспроводной графомании. Достаточно давно, почти год назад, я для одного салона Hi-Fi-техники делал обзор первых наушников (и сразу – беспроводных) от компании Dali, очень близкой моему аудиофильско-свиноводческому сердцу: дома я держу замечательные Oberon 5, а на работе обеспечиваю и составляю меню для более чем полста тысяч свиней датской генетики. Так что с Данией я связан сильнее, чем я смог бы когда-либо вообразить.

Если Sony – это один из лидеров в сегменте беспроводного аудио, то Dali – безусый юнец в сравнении с японским гигантом. Так да не так. У Dali есть замечательная линейка Callisto, а также недавно вышла еще и отдельная версия Oberon – линейка Oberon C – поддерживающая, как и весь модельный ряд Callisto, беспроводное подключение посредством коммутационного мультирум устройства Dali Sound Hub. Кроме того, Dali ворвались в другую нишу – их саундбар Katch One стал лучшим по версии EISA в 2019-2020 годах, а bluetooth-колонка Katch по праву считается если не лучшей, то точно входит в многочисленную когорту таковых. Так что с передачей высококачественного звука без использования проводов Dali знакома не понаслышке.

И все же. Наушники – это отдельная сфера. Другой подход, другие требования и условия эксплуатации. И у Sony тут опыта на 10 Dali. Но. Sony, положа руку на сердце, последние годы (да и не только последние) имеет отношение скорее к меломанству, нежели аудиофилии. Да, у них есть отличные решения в области портативного звука, есть интересные модели наушников, полноразмерных и внутриканальных, но это скорее исключения из правила.

То есть при очевидном заведомо преимуществе Sony Dali мало шансов что-либо противопоставить их новинке. И вот тут нужно разобраться, потому что беспроводные наушники, помимо основного критерия – звука, – также имеют ряд факторов, напрямую влияющих на их успешность среди публики: удобство, автономность, работа шумоподавления etc.

SONY WH-1000XM4

Упаковка

Наушники поставляются в небольшой белой упаковке из матового картона, на которой изображены сами наушники и перечислены основные особенности: беспроводное подключение по bluetooth 5.0, наличие шумоподавления, поддержка Google ассистента и Alexa, сертификация по стандарту Hi-Res audio и поддержка технологии Sony 360 reality audio. Но о всем этом поподробнее поговорим дальше.

Внутри, кроме обильной макулатурки, нас ждет аккуратный кофр для транспортировки на молнии, внутри него есть отдельный карман для кабелей с крошечным кармашком для авиа-адаптера. Надежно и удобно. Собственно, там и находятся USB-кабель для зарядки, кабель 3,5-3,5мм и авиа-адаптер.

Dali io-6 приезжают к владельцу в по-скандинавски минималистичной картонной коробке, непременно произведенной из переработанного сырья. Экологично и стильно. По-Икеевски. Хоть это немного мимо в плане географии. Внутри все та же документация, очень симпатичный кофр, в котором, помимо наушников, нас ждут USB-C кабель, 3,5-3,5мм кабель для аналогового подключения и авиа-адаптер. Куда ж без него. Рано или поздно жизнь вернется на круги своя, и мы снова полетим. Было бы куда.

Дизайн

Внешне и тактильно наушники производят впечатление сделанных на совесть. По качеству сборки сложно что-то предъявить – подвижные части не люфтят и имеют приятный и уверенный ход. Дизайн – штука относительная. Sony выглядят несколько простовато. С учетом их не самой низкой цены и наличия на рынке наушников от тех же Bowers & Wilkins или Denon (на их 25 и 30-ю модели я тоже когда-то писал обзор, но скажу прямо – и Sony, и Dali интереснее) хотелось бы чуть большей премиальности. Если убрать фактор жадности автора, то наушники от Sony производят впечатление строгих и лаконичных. Сделаны из софт-тач пластика, каркас оголовья, разумеется, из алюминиевого сплава.

Эргономика

На обеих чашах, в их верхней части, расположены микрофоны, а внутри левой находится датчик приближения, который определяет, когда вы снимаете наушники и они сами ставят воспроизведение на паузу. Очень удобно!

На левой чаше находится разъем type-c, на правой – гнездо 3,5мм, кнопка питания/сопряжения и кнопка custom, назначение которой можно поменять в фирменном приложении. По умолчанию нажатие на нее переключает режим работы системы шумоподавления, а длительное нажатие включает режим оптимизации звука, который учитывает ваше положение, в том числе и по отношению уровню моря, делает поправку на давление и учитывает наличие/отсутствие очков. О, Боги, наконец-то хоть кто-то снизошел до нас, очкариков! Снимаю свой картуз. На самом деле, я не ощутил потерю глубины НЧ при ношении Sony вместе с очками. С Dali приходилось ухищряться, чтобы дужки легли поверх чашек.

Вообще Sony производят впечатление всем тем набором функций, технологий и смарт-решений, которым их снабдил разработчик. Про датчик приближения – понятно, это с успехом применяется в tws-наушниках, здорово, что оно дошло и до более аудиофильских решений. Но обо всем остальном можно сделать отдельный мини-обзор. Но пройдемся по технологиям в Sony кратко.

Технологии

Sony снабжены NFC для быстрого подключения, само же первое подключение происходит предельно удобно и дружелюбно к пользователю, сразу давая понять с какого уровня технологичности продуктом вы имеете дело. При сопряжении с телефоном всплывает окошко с названием наушников и их изображением, а также с кнопкой, нажатие которой сразу переводит вас на страницу фирменного приложения Sony Headphones в Play маркете (пользователей iOS, видимо, направит тоже в верном направлении).

Управление воспроизведением и не только осуществляется на правой чашке, имеющей функцию сенсора, распознающего тапы и свайпы (вверх-вниз и влево-вправо), а также прикосновение к поверхности. Если приложить ладонь к правой чашке, то воспроизведение остановится и включится режим транспарентности для улучшения слышимости собеседника. Мегаудобная функция! Можно не снимая наушников сделать заказ, перекинуться парой слов со случайным собеседником или ответить на вопрос коллеги. В общем, оценить ее по-настоящему смогут все.

Кстати, эта фича получила еще один вариант реализации, режим Общение в чате – отключаемая при необходимости опция (далее уточню, почему это важно) позволяет ставить на паузу воспроизведение, если вы начинаете говорить. Проще говоря, наушники распознаёт вашу речь (при ее активации происходит процесс настройки, похожий на аналогичный в ассистенте от Google) и ставят воспроизведение на паузу. Если вы какое-то время молчите, воспроизведение возобновляется. Но тут есть острые подводные камни – Sony реагируют практически на любые ваши звуки, издаваемые ртом, не только членораздельную речь. Если я что-то мурлычу под Билли Джоэла, то наушники тот час же останавливаются воспроизведение, и я слышу уже не Билли, а свое невнятное бормотание.

Кроме того, наушники через фирменное приложение позволяют задействовать адаптивное управление звуком. Опция требует разрешения на отслеживание геолокации (ну как же не следить за нами посредством наших наушников? Возможно, я латентный параноик раз стойко топлю за проводные наушники. Но это не точно), а сложная система датчиков распознает нашу активность – доступны варианты покой (режим Чарльза Ксавье), ходьба (режим Александра Невского), бег (режим Форреста Гампа), а также общественный транспорт (если вы из моего города, то это этот режим – строгий).

Если же вы не хотите доверять управление шумодавом машине (что из этого получается, мы видели в Терминаторе), то можно тонко задать степень его работы – всего есть 20 градаций. Настраивай не хочу. Работает шумодав таким образом, что ни у меня, ни у тех, кто слушал Sony вместе со мной, не возникло и крохотного сомнения в том, что это лучшее шумоподавление на рынке. Но больше всего в том, как он работает нравится режим транспарентности. Я бы назвал его режим Бэтмена – даже негромкая речь, почти шепот, превращается в отчетливую и разборчивую. Когда пользуешься этим в первый раз, то сразу чувствуешь себя героем шпионского детектива, где протагонист ведет слежку за злодеем и прослушивает его во время встречи с подельниками.

Также фирменное приложение позволяет использовать как достаточно широкий набор пресетов эквалайзера, так и создавать и сохранять собственные пресеты 5-полосного параметрического эквалайзера. Для баловства – сойдет.

Помимо этого, есть возможность выбора соединения: приоритет качества звука либо приоритет надежного соединения. Вы не подумайте, Sony не ставит вас в условия задачки про точеные пики, тут все хорошо со стабильностью коннекта, опция актуальна, если вам приходится держаться от источника сигнала на отдалении, когда возможны прерывания и “заикания”. Не более того.

Bluetooth

За время теста не испытал проблемы с коннектом даже при перемещении по квартире (возможно, если вы живете в особняке с 5-ю спальнями, то возможно будет найти место в жилище, где bluetooth 5.0 не обеспечит достаточного надежного соединения для работы кодека LDAC).

Кстати, о кодеках. Наушники поддерживают кодеки SBC, AAC и… LDAC. С первыми двумя понятно, но поддержки aptx/aptx HD не завезли. С одной стороны – странно, с другой – при наличии LDAC, доступного на 99% android-устройств, aptx-кодеки, за сертификацию которых нужно, кстати, платить Qualcomm, вовсе не нужны. Этот момент учтите, если по какому-то странному стечению обстоятельств у вас нет поддержки LDAC. А если вы владелец техники Apple, то.. так вам и надо.

360 Reality Audio

Но самая-самая жесть (в хорошем, технологическом, смысле) – это технология 360 Reality Audio. Если вкратце – необходимо установить соответствующее приложение, с помощью которого апплет для управления наушниками Sony произведет подстройку звучания наушников исходя из… формы ваших ушных раковин (360 Reality Audio посредством камеры вашего смартфона сделает 3D-модель). Фича напоминает работу системы рум-коррекции в недорогих усилителях. Вроде работает, что-то делает, но на практике хочется отключить такие улучшалки к чертовой матери. От лукавого все это. Поиграться – можно, но не более. Интересно, если вместо ушей предложить программе сделать 3D-модель задницы, наушники зазвучат как битсы?…

DSEE Exterme

Где-то по соседству находится и управление опцией DSEE Exterme, которая позволяет улучшать качество звучания сжатого контента. Для обзора я использовал только файлы 16/44,1, а также немного Spotify на платной подписке, и, видимо, в нем качество не настолько сжато, чтоб оценить работу этой функции. Но, согласитесь, покупать хоть и bluetooth-наушники, но за овер 10к и слушать на них контент прямиком с zaycev.net – идея на миллион.

В конце скромно упомяну столь малозначимую вещь как динамик. Тут применен 40-миллиметровый диффузор из некоего жидкокристаллического полимера, обладающего как жесткостью, так и легкостью, что должно обеспечивать хорошие акустические свойства. Судя по тому, что сами Sony лишь краешком затрагивают эту тему, то особых изменений по сравнению с 3-им поколением сделано не было. Sony – это про цифру, про тюнинг и оптимизацию. Весь прогресс 4-го поколения – целиком и полностью заслуга разработчиков “мозгов”.

Посмотрел на стену текста про только лишь технологии Sony, и стало грустно – про Dali писать то и нечего, выходит. В смысле, про их возможности и фишки. Потому как их просто нет (фишек, о возможностях – далее). Посудите сами, я, обладающий репутацией графомана, могу уместить описание особенностей Dali в один абзац: наушники закрытого типа, имеют 50-миллиметровый диффузор из целлюлозы, и динамики с мощными неодимовыми магнитами, bluetooth версии 5.0 и поддержку кодеков SBC, AAC, apt-X и apt-X HD. Все. Но не совсем.

Во-первых, что бы кто ни говорил, а размер важен. И разница между 40 и 50 миллиметров порой бывает неизмерима метрической системой, в особенности если речь идет о звуке. Во-вторых, диффузор – из целлюлозы, тот самый проприетарный, из “святой бумаги”, который Dali ставит на свои колонки. Как человек, имевший дело с Dali задолго до конкретно этого обзора-сравнения, скажу, что это решающий фактор. Ведь во много благодаря этому, я уверен, Dali удалось вдохнуть, вселить и наделить свои наушники тем самым характером звучания, почерком, который присущ их акустике. House of sound чувствуется на любой композиции, если послушать ее сперва на колонках, а затем – на наушниках. Это замечательно: владельцам акустики Dali придется по вкусу возможность не просто иметь наушники того же бренда, но и по сути иметь ту же сигнатуру звука в них, что и колонках, смиренно ожидающих хозяина дома. Этот момент стоит многих технологических ухищрений.

Еще один “технологический” момент, о котором хотелось упомянуть, Dali iO-6 получили звание “Лучшие bluetooth-наушники 2020-2021” по версии EISA. Not bad.

Правда, если бы в EISA голосовали среднестатистические пользователи беспроводных наушников и телефонных гарнитур, они бы вряд ли получили столь высокую оценку. Почему? Об этом далее.

Сравнение Sony WH-1000XM4 vs DALI IO-6

И пробежимся по дизайну Dali IO-6. Ко мне на обзор попала модель радикально черного цвета, но есть еще карамельно-бежевая, которая, на мой субъективный взгляд, сильно выигрывает у черной версии. Но это выбор каждого. В целом наушники, уже традиционно, по-скандинавски лаконичны и производят впечатление добротно сделанного продукта. Без намека на лакшери и премиальность по части материалов. Тактильно Sony приятнее, хотя тоже просты и бесхитростны (снаружи).

Эргономика

Чаши и внутренняя боковая часть оголовья выполнены из гладкого пластика (стоит отметить, что качественного), каркас оголовья – алюминиевый, покрыт сверху эко кожей, нижняя его часть мягкая и не создает дискомфорта при длительном ношении, в том числе на ходу. Чаши наушников крупноваты в глубину и немного нелепо торчат в стороны. Sony WH-1000XM4 более компактны и аккуратны, меньше выпирают и слегка вытянуты вверх и вниз, в то время как у Dali чаши идеально круглые. Амбушюры у обеих моделей из той же эко кожи, но сам материал, как и наполнитель, у Sony чуть помягче. Прижим сильнее у Dali, потому по части комфорта и эргономики уверенное преимущество у Sony. Вообще тут стоит заметить, что, несмотря на крупный размер чаш у Dali, что у них, что у Sony очевиден ориентир на не самые крупные уши. Если ваша фамилия Драйвер, а имя Адам – скорее всего вам будет в них неудобно.

Dali могут похвастаться влагозащитой по стандарту IP53. Но не стройте иллюзий, это защита только от пыли и брызг. Гулять под дождем или принимать душ в наушниках явно не стоит. Так, поплакать в пыльной комнате, не более. Но у Sony нет и того, в пору класть в комплект зонт или дождевик.

Автономность

Что касается автономности, то тут примерно паритет, оба производителя снабдили свои наушники отличным по запасу хода аккумулятором, обеспечивающем до 40 часов работы с выключенным шумодавом. С использованием шумодава эта цифра неизбежно уменьшается, но едва ли ниже 30 часов, что более чем достаточно в условиях перемещений по городу и недолгих путешествий вдали от розетки.

В качестве гарнитуры обе модели проявили себя хорошо, правда, собеседник отметил более натуральное звучание моего голоса, когда звонок осуществлялся через Dali. Проблем ни с фоновым шумом, ни с разборчивостью не было.

При работе с ТВ, и при просмотре youtube, и во время игр на PS4, не возникло проблем ни с задержками, ни с чем бы то ни было еще. Однако, про себя отметил, что Sony лучше подходят для реально долгих игровых сессий (они, как правило, длятся дольше, чем прослушивание музыки).

Пора переходить к основной теме – к звуку – так как описание внутренностей и мозгов наушников разрослась до неприличных размеров. Баста!

ЗВУК

Наконец-то. Перед нами топовые беспроводные модели. Если раньше, 3-4 года назад, беспроводные наушники в основном ассоциировались с зажатыми верхами, куцыми послезвучиями, мутной серединой и бубнящим из-под полы басом, то эти две модели великолепная иллюстрация того, как далеко ушла отрасль.

Сцена

Первое, на что обращаешь внимание – сцена. Она средняя по ширине и глубине, но тут уже присутствует разделение планов и полноценная глубина, без скидки и поправок на беспроводной формат. Наушники уже не строят сцену от одной точки, разделение инструментов и построение геометрии тут не эфемерны, а уверенные, реальные и обеспечивают входной билет, если хотите, аусвайс, в аудиофилию, даже если вы не готовы потратить еще 600 долларов на плеер и 200 на кабель. Не стоит ждать высот проводных моделей при должном источнике по части объема и голографичности, но разочаровать вас ни Sony, ни Dali не смогут.

Sony WH-1000XM4 создают ощущение чуть более качественно проработанного разделения вглубь, но это ощущение создается характерной подачей НЧ, о чем будет идти речь дальше, из-за чего присутствует чувство большей глубины и соответствующей вытянутости в построении сцены. В целом тут паритет.

Низкие частоты

НЧ получились вкусными и – самое главное – фирменными. В целом наушники звучат с характером, присущим изделиям их брендов. Sony обладают куда более акцентированными НЧ, обладающими хорошей глубиной и отличной массивностью. Они прежде всего музыкальны, создают хорошую динамику и “кач”. Они чуть мягковаты, текучи и имеют неутаиваемый обволакивающий эффект.

Что касается разрешение – оно хорошее, но сама подача в этом диапазоне более гладкая, чем у Dali, явно сделан акцент на подчеркивание макродинамики – именно тут сосредоточена та дополнительная порция энергетики, которую вложил сюда разработчик. Такие НЧ хорошо себя показывают на электронной музыке и роке, временами эта сглаженность заставляет обратить на себя внимание, особенно на хорошо знакомых и заслушанных на других наушниках композициях.

Dali IO-6, напротив, подчеркнуто суховаты. НЧ более артикулированы, имеют выразительные атаки и естественные затухания. Явная большая массивность НЧ Sony идет на пользу глубине, тут у Dali самые нижние НЧ немного страдают от нехватка массы, зато мидбас имеет более органичное соотношение массы и скорости: в целом НЧ у Dali более скоростные, лучше передают текстуру, тембр и удар. Но массовому слушателю (сегмент, на который в основном и ориентирован рынок bluetooth-наушников) явно покажется, что у Dali “малабаса” – тут НЧ скорее аудиофилськие, чем меломанские.

Эта композиция Dire Straits отлично подходит для тестирования HiFi-аппаратуры и идеальна для того, чтобы показать разницу, между тем, как подают слушателю НЧ Sony и Dali. Низкие ноты бас-гитары на Sony звучат более округло, сам образ вырисовывается слегка гипертрофированным, отчего возникает некий вау-эффект, это можно сравнить с приготовлением супа с добавлением бульонного кубика (глутамата натрия). Вроде вкусно и без него, но с ним – ярче и вкуснее. Как-то так.

Dali те же ноты отыгрывает более хлестко и пытается (спойлер: успешно) передать более естественную тембральную вертикаль, не оттесняя гитару Нопфлера на второй план. НЧ более упругие, они хорошо уходят вниз, в глубину, но за счет более сдержанной подачи это не столь очевидно, как на Sony.

Средние частоты

Серединка тоже со своим характером. АЧХ Sony – это типичная, но очень качественная и аккуратная V-шечка. Естественно, средние частоты несколько отведены на задний план, в том числе вокал, наушники явно не вокалоцентричны. Тембры голосов передаются хорошо, с характерной наушникам теплотой, но при этом построение самой сцены и акцент на самой АЧХ сделаны в угоду прочему диапазону.

Средние частоты Sony хорошо разборчивы, имеют хорошую детализацию, неплохо проработаны затухания. Я скажу еще раз – не в последний – но средние частоты Sony сделали по-меломански достаточные: они не обладают той микродинамикой и степенью проработки, которая нужна нам, аудиофилам, но с точки зрения обывателя, слушающего композиции из актуальных чартов, именно такой звук попадает в “яблочко” (да еще если с “яблочка” слушается).

Что же, ни ругать, ни хвалить за это Sony нельзя, как и искать в этом слабые или сильные стороны у Dali. Они просто очень разные, и надо понимать, чего ты ждешь от наушников и каким ты видишь их покупателя. Dali видят своими клиентами один типаж, Sony – другой, и на их счастье, более массовый (однако, с внушительными суммами за звук более охотно расстается именно первый, что уже на руку Dali). Как бы то ни было, но показатель продаж явно будет на стороне компании из страны Восходящего солнца.

Что же с СЧ Dali? Во-первых, Dali обладают в целом очень ровным, поистине аудиофильским звучанием, без явного акцента в АЧХ, дополнительной массивности или энергичности где бы то ни было. СЧ, в особенности для человека ожидающего невнятной мути в этом диапазоне от bt-наушников, очень выразительные, с хорошим разрешением и прекрасным разделением образов.

По температуре их смело можно отнести к нейтральным, они не пытаются придать излишнего тепла, сделав звук нарочито “живым” и по-аналоговому сглаженным. Тут прослеживается акцент на подчеркивании микроконтрастов в записи, оттого наушники достаточно требовательны не столько к качеству самого сигнала, сколько к качеству сведения материала. Без шуток.

СЧ по-хорошему агрессивны, им одинаково успешно удается передать эмоции в звучании джазового квартета, но и ярость и напор девятки из Айовы. СЧ здорово обеспечивают контрастность тембров и, несмотря на очень осторожную работу Dali с весомостью отдельных нот, все же обеспечивают уверенно хорошую тембральную вертикаль, близкую к идеальной.

Сложно придираться к одним наушникам сквозь призму других, ведь они лежат на разных полюсах аудиомира: на одном Sony, где правит балом меломанский подход к звуку, на другом – Dali – и там уже, подобно пингвинам, смешно переминаясь с ноги на ногу, аудиофилы спорят о насыщенности дальних ВЧ обертонами и о единовозможной правильности “хлопка” в мультибитном тракте. И эти миры настолько разные, насколько разные СЧ в обеих моделях: вкусные – по-своему, хорошие – по-своему, правильные – по-своему. На каком полюсе я, вам и так понятно, о личных оценках и суждениях поговорим в заключении. А там будет, о чем поговорить.

Dali за счет ровной и очень открытой середины подает гитарную партию Джефа Бека в качестве основного блюда. Гитара звучит эмоционально, при этом с технической точки зрения также раскрывается, наушники хорошо передают тембр инструмента и текстуры. Обеспечивается должный контраст между образами блюзовой гитары и бас-бочки.

Sony смещает акценты. Гитара все также в центре панно, но! Бас-гитара и бочка более заметны, сама подача более слитная, цельная, меньше внимания уделено контрасту, не то чтобы его тут не было, но он не столь ультимативен, как в случае с наушниками из страны Гамлета, печенья, пива и свиней. СЧ заметно глаже, в частности на стыки с ВЧ, верхняя середина сдержанная и мягкая.

Верхние частоты

Как и со средними частотами, с ВЧ производители также поступили по-своему, наделив их свойственным своему house of sound характером. Dali – если бы вы слышали хотя бы одну модель их акустики, то вам было бы в разы проще представить то, что я пытаюсь сказать – наделили свои наушники характером, присущим их же акустике: прозрачный, немного яркий, с акцентом на микродеталях и прекрасной наполненностью воздухом, который, буквально, сквозит между каждой нотой. И чем выше класс системы, тем выше эта очерченность, больше воздуха, быстрее его движение, вплоть до урагана, до торнадо, которое унесет вас, как Дороти с Тотошкой из Канзаса в Страну Оз.

Конечно, iO-6 далеко до телепортационных возможностей акустики Dali, но характер, порода – на месте. ВЧ неподготовленному человеку скорее всего покажутся яркими, хотя это относительно. Относительно Sony, которые подают их хоть не зажато, но с известной долей сглаженности, более цельно и слитно. Dali тут явно делает упор на техничность, и она, вопреки стереотипам и ожиданиям от bt-наушников, тут присутствует и не для галочки. Sony не страдает нехваткой детальности, но общий упор на макро-составляющую делает их замечательными по части комфортности и, что, наверное, даже важнее, музыкальности.

Dali IO-6 не склонны к сибилянтам, они тоже отлично подходят для долгих сессий, но есть два момента, влияющих на их восприятие: контраст с достаточно быстрыми, сухими и хлесткими НЧ и общая характерная Dali приподнятость ВСЧ и ВЧ диапазонов (в пределах разумного), обеспечивающая фирменные датский бриллианс и воздушность. В результате, особенно на контрасте с НЧ, не наделенными той массой и мягкостью, что есть у Sony, обыватель, придя в салон портативного аудио, скорее всего отметит яркость подачи и нехватку НЧ. Если обыватель пойдет по наклонной дальше и перейдет на следующие ступени аудиофилии, он все поймет, но с учетом таких тонких материй, как потребительские предпочтения, Dali можно все-таки отнести к нишевым продуктам, особенно с прицелом на ВЧ-диапазон.

Видите, в этом подразделе я склонен писать не о звуке, характере звучания и так далее, а о том, насколько по-разному “приготовлены” ВЧ и насколько разное их восприятие заложено в концепцию продукта самим производителем. Конечно, обе эти модели не обладают по-настоящему аудиофильским ВЧ: при в общем хорошем разрешении (держим в уме бОльшую микродинамическую направленность Dali) они обладают лишь зачаточной слоистостью, зона самых дальних ВЧ – на этом поле bt-наушники – пока еще! – полноценно не игру не ведут. ВЧ уверенно хорошие, но без лоска проводных моделей, которые обеспечивают другой уровень производительности на самом сложном участке диапазона при должном уровне остального тракта, разумеется.

Монотонный хай-хет в исполнении Sony звучит чуть жирнее и подается скорее продолжением насыщенной аккомпанировкой середины. Образ хорошо локализован и очерчен, но Dali добавляет деталей: в исполнение iO-6 воображаемый звуковой образ обрастает деталями, при этом сам он чуть ближе, в области ВЧ Dali больше стараются играть “в лицо”, чем Sony. Обе модели не хватают звезд с неба в том, что касается отработки затуханий, что Sony, что Dali не хватает уверенности на послезвучиях, но на стороне Dali чуть большее присутствие в этом диапазоне. Если ищите слоистости и вот этого вот всего, не ищите его в bluetooth-наушниках. Пока что во всяком случае. Написал, и понял, что подавляющему большинству ВЧ в этих наушниках показались бы за гранью фантастики. Вот, что делает с людьми пресыщение. Я иногда для аудиофильской диеты достаю из ящика стола (хотя нет, теперь все мое добро живет в замечательном несессере от DD HiFi) Xiaomi Piston 2 и подключаю их к Hiby R3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фуууух. Начав писать этот обзор, я даже не думал, что все зайдет настолько далеко. Но назад пути нет, поэтому вы читаете то, что читаете.

Что в остатке: у Sony WH-1000XM4 и Dali IO-6 получились настолько разные по звуку и функционалу наушники, насколько это вообще возможно. Sony снабдил свою модель впечатляющим набором функций и возможностей, а также лучшим на рынке шумодавом и,естественно, поддержкой топового кодека LDAC. Dali весьма скромны по своим ТТХ, в частности не поддерживают кодек Sony, но с другой стороны обладают системой динамиков, исполненных с применением технологий, применяемых в акустике Dali, в частности целлюлозных диффузоров и неодимовых магнитов, которые, динамики, явно (они как минимум больше в полтора раза) и не явно (обеспечивают более ровное и прозрачное звучание) превосходят конкурента. Что возьмет: физика или цифровые решения?

Ответ, к сожалению, не очевиден. Bluetooth-наушники все-таки отдельная и весьма специфичная ниша на рынке наушников, и требования покупателя к тому звуку, который дает устройство (bt-наушники это именно что “устройство”), слегка отличаются от требований нас, аудиофилов, прожженных и искушенных. К тому же, помимо звука, пользователя интересуют те технические возможности, которые могут эти устройства дать. И тут становится еще сложнее.

В пользу Sony говорит многолетний опыт в этой сфере, а также тот багаж технологических решений, который был накоплен и применен в этой модели. На стороне Dali – едва ли меньший опыт в области “большого” звука и небезуспешных решений в беспроводных акустических системах, в частности, работающих по bluetooth.

Sony удалось сделать самые продвинутые беспроводные наушники на рынке с очень комфортным, вовлекающим и музыкальным звучанием. Меломанские. Именно так. Dali показали миру свои первые наушники в принципе, не став делать то, что они сделали бы не так хорошо, как те же Sony, – пытаться удивить мир технологическими решениями и неожиданными ходами. Но они сделали то, что умеют немногие (очень немногие), – обеспечили ровное, прозрачное звучание, с одной стороны техничное и нейтральное, с другой сохраняющее свойственную музыке эмоциональность и, где надо, агрессию. И наушники получились аудиофильскими. ​Беспроводными аудиофильскими.

Какой выбор сделать, уже зависит только от слушателя, его предпочтений и, пожалуй, прошлого опыта. Ну и того, насколько критичен шумодав. Ведь если он вам вовсе ни к чему, то у Dali есть версия без него, iO-4, которая обладает ровно тем же самым звуком и автономностью, что и iO-6, но стоит при этом дешевле.