Видит бог, я сделал все, чтобы Centrance M8 v2 добрался до меня как можно быстрее. Но чему быть, тому не миновать, так что мой обзор – вслед уходящему хайпу поезду. Все, кто ждал его, уже получили. Все кто ждал долго, тоже получили. Получили, кажется, даже те, кто не ждал. Что же, тем интереснее оценить девайс с холодным сердцем и трезвым рассудком, когда эмоции поутихли.  

Хотя, встреча с девайсом достаточно эмоциональна и подобна таковой со старым другом. В свое время, предшественник сабжа, Centrance M8 был у меня в качестве основного, в том числе по части стационара. И справлялся он со всем, что в него подключали. А то, что не подключали, он тянул силой мысли. По части усиления девайс был суров, как сам Чак. Например, с не самыми дружелюбными и приветливыми к источнику Hifiman HE4 связка была ничуть не хуже, чем влюбленная парочка. С восторгом от всех плюсов и практически полным нивелированием минусов. Что же, так получилось, что те самые “хешки” дожили у меня до сих пор. Так что им суждено стать свидетелями смены поколений. И встретится еще и с героем сегодняшнего обзора – Centrance M8 v2.

Да и вообще, вспоминая, сколько хорошего пережито с предшественником, встреча с его реинкарнацией действительно ничуть не хуже встречи со старым другом. (М8 – это ведь “друг”). А подобные встречи, будем честны, без чего-то покрепче, как правило, не обходятся. Так что наливайте и себе. И, может быть, к концу чтения обзора вы более явно почувствуете то, о чем я пишу.

Упаковка и комплектация

Девайсы от Centrance всегда были сдержанными и прагматичными. Как в дизайне, так и в плане упаковки. Что должна делать коробка? Красиво лежать, дабы дополнить вместимое, когда оно отправится на продажу. Значит, по крайней мере, она должна занимать поменьше места. Этот пункт выполнен отлично. Внутри компактной коробки из толстого картона нет различных отсеков, отдельных упаковок для всего, чего только можно. Она компактна настолько, насколько можно.

Кстати о том, что можно. Кроме самого девайса, возлежащего в мешочке под бархат (чувствуете, как повеяло духом 2000-ых?), имеются силиконовые ножки и кабель. А к крышке с внутренней стороны приклеена скрепка, подобная таковой для смартфонов. Приклеена скотчем, прошу заметить. Т.е. пластиковой штуковиной. В пластике же и кабель. К чему сколько внимания этому снующему везде загрязнителю окружающей среды? А все потому, что на упаковке написано, что она эко-френдли. То есть, пока вы будете слушать девайс, она способна не только красиво лежать, но и хорошо разлагаться. Если вдруг вы решите ее утилизировать, конечно. Иначе было бы немного обидно.

Так вот, пластик надо утилизировать отдельно, ибо разлагается он плохо. В общем, мне жаль, что заявленное эко-френдли по сути остается декларативным и не до конца продуманным. В его свете легко можно было бы приклеить скрепку бумажным пластырем, а кабель поместить в бумажный же пакетик. Ну да ладно, спишем это на мое ворчание. Ну или, может, Майкл Гудман, будучи по происхождению украинцем, решил хоть так беречь лес, ведь не исключено, что он (лес) карпатский.

Так или иначе, подводя итог полезного содержимого, опять с удивлением обнаружим здравую прагматичность. То есть, все самое необходимое, и ничего кроме. Даже если вам понадобится переходник с 3.5 на 6.3 – ищите в комплекте любых наушников. С девайсом такового нет. А все, что есть, вам действительно понадобится.

Дизайн и эргономика

Девайс выполнен в форм-факторе достаточно простенького алюминиевого брусочка. Анодирован в черный матовый цвет и холодит руку точно так же, как, скажем, кейс Pandorum из комплекта наушников Empire Ears.

Боковые грани элегантно скруглены в попытке казаться меньше. Браво, маленький слоненок, у тебя почти получилось. Хваткости, тем не менее, это добавляет, и надежности хвата в замахе в каком-нибудь темном переулке Чикаго (или не приведи бог Детройта) придает.

Конечно, это лишь ирония, ибо 250 граммов – не самый рекордный показатель. И способный вызвать зависть у многих более бодипозитивных плееров, а не только коллег по цеху. Хотя, в толщину Centrance M8 v2 действительно один из самых-самых. Емнип, предшественник был чуть тоньше. Зато тяжелее. Впрочем, как раз благодаря весу, хваткости и отсутствии явных претензий на карманность, не то, чтобы размеры и вес сильно раздражали. Все равно носить девайс кроме как в сумке или рюкзаке вряд ли получится и вряд ли кто будет.

Фронтально же M8 v2 достаточно небольшой и примерно соотверствует, скажем, плеерам от Lotoo. Но если 6000ый компактнее, то с учетом размеров LPGT, такой бургер с двойной котлетой способен заменить собой не то что обед, но и весь дневной прием. Пусть не еды, но, по крайней мере, эндорфинов.

Верхняя панель, кроме обычного названия устройства имеет необычную информацию о том, что это калиброванный ЦАП/усилитель. Более того, это вторая реинкарнация лучшего друга аудиофила к 20-летию рождения первого… черт, а ведь такими темпами к 4ой или даже 3ей генерации можно и не дожить . Впрочем, если серьезно, то предшественник не так уж стар. Так что это все-таки скорее 20-летие фирмы.

В общем, так или иначе, верхняя панель также содержит необычное решение, намекающее на времена еще парой 20-летий ранее – а именно о 80ых. И решение это – световые VU-метры. С чувствительностью до -48 дБ. Нетривиально. Не уверен в практичности сего решения. Но хоть какой-то дизайнерский ход должен быть. Тем более, что звук – это ведь и психоакустика в том числе.

Реверс традиционно для новых профессиональных устройств компании имеет специальное отверстие с резьбой для крепления на штативе. И, например, для MixerFace, устройства для записи звука, это более чем необходимость. Но вот кто будет реально им пользоваться для установки Centrance M8 v2, мне не совсем ясно. Ну да и ладно. Будем считать, что это отверстие для охлаждения. 

Упомянутые индикаторы на верхней панели не только напоминают упомянутый MixerFace, но и плавно и ненавязчиво намекают на кабину какого-нибудь самолета. И если они на нее намекают, то торцы устройства об этом просто-таки кричат. По крайней мере с непривычки. Помнится, у предшественника торцы тоже были несущими, но не насколько насыщенными.

Хотя, глаза боятся, а руки делают. Так что на деле разобраться в управлении совсем несложно.

Прежде всего, теперь у устройства имеется “горячая” и “холодная” сторона. Первая, традиционно, передняя. Или же верхняя. Тут все просто. Нанесены предупреждения не подключать иемы, ибо можно сжечь их в аду. Ну и о том, что рекомендованы наушники, требующие силушки богатырской. По интерфейсам и вовсе все лаконично. Балансный выход XLR (полноразмерный!), небалансный 6,3 (зачем-то неаккуратно торчащий из корпуса на полсантиметра и лишенный хотя бы гайки для большей аккуратности, если не крепления) и вход USB-C для зарядки. Все.

А вот со второй стороной все сложнее. Туда поместилось все остальное. А именно – выходы для более чувствительных внутриканальных наушников. 3.5 небаланс и балансный 2.5. Жаль, что 4.4 не предусмотрено. Но, это, пожалуй, едва ли не единственное, чего в устройстве не предусмотрено.  Кроме этих разъемов имеется и USB-C для различных коммуникаций. Предусмотрена пара кнопок для выбора входов и включения устройства соответственно. В качестве входов может использоваться USB-C или Bluetooth. Да-да, последний тоже имеется, так что, несмотря на кажущуюся целостность металлического корпуса, отдельные его части все-таки пластиковые. Рядом на той же панели имеется два колесика регулировки. Одно, традиционно, для громкости. Второе же для регулировки яркости VU-метров. Необычно, но удобно.

Но и это еще не все. Имеется и то, чем щеголял предшественник – темброблок из двух тумблеров. Соответственно, для НЧ и ВЧ. Добавляется всего ничего, по +1,5 дБ. Т.е. кое-где можно и не заметить. И даже с учетом прибавочки подача получается все еще недалеко от правды.

А еще есть переключатель в режим Stamina. К нему еще вернемся.

В итоге, в плане интерфейсов и управления Centrance M8 v2 немного напомнил мне QLS 390. Утилитарно, достаточно лаконично, без излишеств в управлении и дизайне. Практичность и прагматизм. Все, какие только угодно, интерфейсы. А то, что в устройстве есть, всегда продуманно, и настраивается практически как угодно.

Апгрейд

В плане изменений относительно прошлого М8, можно с уверенностью сказать, что улучшили все. Где-то понемногу, где-то более заметно. Не буду углубляться в дебри схемотехники. Отмечу наиболее заметные моменты.

Не сильно улучшилась эргономика. Хотя, конечно, это дело вкуса. Компактнее и легче – немалый такой апгрейд. А то что стал чуть толще – это все карантин, самоизоляция и малоподвижный образ жизни.

А в остальном… Автономность, мягко говоря, не хуже. Прошлый девайс в зависимости от нагрузки способен был прожить порядка 6 часов. Centrance M8 v2 демонстрирует не просто апгрейд автономности при обычном сценарии до 8 часов, но и дополнительный режим Stamina. Это что-то по типу максимального энергосбережения. В нем девайс способен проработать до 15 (!) часов.

Пиковая мощность – тоже небольшой, но прирост. 1.5 Вт на 32 Ом против прошлых 1.4. Вроде всего ничего. Но, будем честными, всякие свистки на это “всего ничего” размером 100 мВт нередко смотрят с завистью. Да и в свете того, что девайс стал меньше и живет дольше, прирост еще и в мощности уже сам по себе похвальный.

В итоге, едва ли не единственное, что упразднили – это тумблер для выбора выходного импеданса. Видимо, по ненадобности.

Среди минусов новинки (для меня новинки, естественно) кроме упомянутого торчащего гнезда 6.3 отмечу тумблеры-переключатели на задней (холодной) панели. У предшественника они перещелкивались вручную. Тут же ни ногтем, ни почти любым другим подручным средством переключить не получится. Только скрепка. Вряд ли многие носят такую с собой всегда. Конечно, я подозреваю, это достаточно прозрачный намек производителя на то, что не стоит в большой семье переключателем щелкать. Они для того, чтобы раз настроить и остановиться. И все же, будем реалистами. Наушники не одни, музыка разная… В общем, мне решительно непонятно, почему не сделать переключение более удобным и осуществимым по крайней мере без специфических средств.

Звук Centrance M8 v2

Но, конечно же, это все устройству можно простить, если есть ради чего. Главный аргумент – звук.

Тут, увы, без сравнений с предшественником. Он был на руках очень уж давно.

Centrance M8 v2 вышел достаточно честным, но и достаточно же эмоциональным устройством. Опыт, как говорится, не пропьешь. А Гудман вроде как и не пытался. Так что, прежде всего, это, конечно, хорошая работа с самой записью. Без явных и очень сильных “редакторских” вмешательств.

Композиция подается честно и реалистично, а ее нюансы передаются без потери общего фона и контекста. Устройство гармонично наполняет музыку нюансами и деталями, не преподнося их излишне выразительно или напротив, обобщенно. Во всяком случае, не сильно более того, чем это предусмотрено самой записью. Как следствие, хорошо заметны более целостные или напротив, более техничные треки или альбомы. Суше-жирнее, светлее-темнее. Все эти моменты отлично отыгрываются устройством. Без явных подчеркиваний или упрощений.

И именно благодаря этому девайс имеет, с одной стороны, довольно целостное и слитное звучание, не отдающее цифрой и не страдающее от препарирования композиции. Девайс не пытается нарочито жонглировать планами или отдельными моментами записи, предавая ее целостно, естественно и органично. Так что разные партии и планы композиции сменяют друг друга очень динамично и естественно. Не нарушая, а напротив, подчеркивая естественность и органичность общей композиции.

При этом устройство все же не лишено собственного лица, характера, и обладает своими уловками, позволяющими звучать убедительно и эмоционально. Прежде всего, оно продолжает традиции фирменного звука. На мой взгляд, он (фирменный звук) заключается в хорошем балансе микро- и макродетальности с хорошей весомостью и плотностью.

Кроме того, имеется также и традиционно хорошая телесность, присущая и иным устройствам компании. В их же духе, Centrance M8 v2 звучит детально, но не акцентирует эти детали. Более того, они всегда сохраняют достаточно веса, характера и передаются с учетом своей природы. Без схематичности и огрубления, без выхолощености до состояния пустой оболочки. Телесность, правильный вес и плотность хорошо гармонируют с передачей нюансов записи. А все это, в свою очередь, позволяет отлично передавать характер инструментов, их тембры и особенности звукоизвлечения.

Кроме того, есть еще один момент, который позволяет девайсу звучать более живо, выразительно, вовлекаемо и эмоционально. Естественно, речь о теплоте. Centrance M8 v2 делает заметный, хотя, конечно, но не чрезмерный и хорошо выверенный крен в эту сторону. Как следствие, НЧ и СЧ диапазон обретают больше выразительности и убедительности. А ВЧ, в свою очередь, – хороший фон, чуть подчеркивающий их детальность и протяжность.

Отдельно хочу выделить беспроводное подключение. Обычно отношусь к нему с долей скепсиса, как к еще одному модному веянью. Компромиссу с заметной жертвой звуком в пользу удобства.

Что же, я не знаю как, но Гудману удалось приготовить действительно отличный девайс в этом плане. M8 v2 практически не показывает ухудшения относительно проводного подключения. Конечно, разница зависит от многих факторов. И все же, могу с уверенностью констатировать – для большинства случаев компромисс в сторону удобства не кардинальный. Следовательно, вполне оправдывающий себя.

Низ

НЧ имеют хорошую протяженность и обладают хорошим правильным весом. Этого удается достичь благодаря правильному соотношению самых нижних слоев НЧ к остальным участкам НЧ. Суббас не притягивает на себя внимание и имеет отличный контроль. Так что, там, где надо, девайс умеет выдавать правильное количество веса, масштаб, убедительность и плотность. Но при этом удары сохраняют естественность, не становясь излишне раздутыми или неповоротливыми.

И в этом плане M8 v2 по-хорошему уникален. Ну или по крайней мере, один из немногих. Дело в том, что обычно уклон в теплоту и легкое смягчение очерченности приводит к медлительности и замыленности. Но не тут. Благодаря отличному контролю (впрочем, он отличен по всему диапазону) и динамическому диапазону удары не теряют рельефности и разборчивости, запись не становится монотонной. Имеется отличная читаемость и артикуляция ударов. В то же время, они в достаточной мере передают свой характер и особенности звучания. А упомянутая легкая ленца только придает им непринужденности и естественности. Теплота же, в свою очередь, дает плюс к вовлекаемости и эмоциональности. Держим в уме, что при этом имеется отличная передача микродетальности и нюансов записи. Девайс на самом деле очень достоверен и техничен, пусть это и не те моменты, которые обращают на себя внимание прежде всего.

Тут, конечно, еще раз стоит упомянуть контроль. Надежный, даже тотальный, но в то же время, аккуратный и практически незаметный. Именно он не дает вкусовой подаче перетянуть все внимание на себя. Он формирует не столько прочный скелет, сколько мышечную массу, не дающую басу расползтись аморфной субстанцией. Он очерченный, хлесткий, плотный и весомый. При этом упомянутая легкая ленца на деле показывает ту самую естественность и непринужденность, которой славятся музыканты-профи.

В итоге девайс убедительно звучит как с внутриканальными, так и с достаточно тугими полноразмерами. Да, HE-4 дождались своего часа и были качаемы, как может мало кто в портативе. И связка, должен сказать, получилась просто отличной.

Вместе с уже упомянутой ранее естественностью это создает очень реалистичное звуковое полотно. Звучание в заметной степени эмоциональное и вовлекаемое, девайс не делает громких претензий на референс и прочее. И все же, уклон в эмоции очень аккуратный и небольшой. Просто девайс не пытается играть в двойную игру и не стыдится собственной подачи. Таким образом, даже если кое-где его теплота и вовлекаемость оказываются не на 100% уместными, он все равно все вывозит на харизме. Подобно тому, как есть фильмы с отличным сюжетом и режиссурой, но где от титульного актера оторваться просто невозможно. Примерно так и тут.

Подача девайса хорошо дополняет все жанры. Даже для техничного тяжа или безжизненного индастриала, например, его подача окажется для многих как раз тем, что добавляет записи эмоций и тепла. Стоит ли говорить, что это не столь честно по отношению к записи, пусть и добавляет человечности. Менее заметны эти моменты на какой-либо живой и естественной музыке, не лишенной теплоты самой по себе. А вот для беспощадного тяжа я лично выбрал бы что-то менее вовлекающее и более беспристрастное. Но это исключительно вкусовое.

Середина

СЧ в равной мере и следуют, и ведут. Следуют они тому же легкому смягчению и теплоте. Что в итоге определяет звучание достаточно эмоциональным и выразительным. Убедительным, проникновенным, немного аналоговым, плавным и целостным. Так же, как и на НЧ. Но не забываем, что основная информация записи приходится как раз на СЧ. Так что они и служат лицом девайса.

Выразительным и эмоциональным. Более того, середина имеет хорошую энергию. Тут сохраняется момент, который я так же отмечал в иных девайсах. Звук “в лицо”. Не буду долго объяснять, что это значит. Думаю, и так понятно.

Что это дает? Например, дополнительный напор и весомость. Таким образом, вокалисты, умеющие петь, автоматически обретают еще больше выразительности и эмоциональности. Вокалисты, петь не умеющие – образно говоря, проходят экспресс-курс. И им такая добавка особенно кстати. Кроме того, такой подход с добавленной теплотой и напором делает мужской вокал немного более убедительным, чем женский. Впрочем, не сильно. Да и женский вокал, знаете ли, есть разный. Кроме того, нельзя сказать, что он прям тускнеет на фоне мужского. Немного подчеркнутое разделение планов делает свое дело, сообщая ведущей партии всю должную выразительность и все внимание.

При этом довольно слитном и эмоциональном звучании, нюансы и детали в записи, безусловно, присутствуют. Но устройство акцентирует на них внимание нечасто и не более, чем это делает сама запись. То есть, если говорить о солирующей партии с каким-нибудь нарочито мастерским владением инструментом/вокалом, то, конечно, девайс не станет упрощать эти моменты. Но и подчеркивать особенности звукоизвлечения вторым или третьим гитаристом тоже не будет.

Верх

ВЧ демонстрируют отличную детальность, скорость и техничность. При этом они тоже умудряются быть достаточно целостными. А также имеют достаточно выразительности и тела, правильно передавая особенности и характер партии. Таким образом, с одной стороны, девайс имеет достаточно энергии и эмоциональности, но, с другой, это не делается методом яркости, резкости и прочих нюансов. Вышибающих не то искры, не то слезы. Разумеется, нет и излишней скомканности, спутанности послезвучий или замыленности. Что можно предъявить верхним частотам – их небольшую приглаженность. Но она добавляет толику энергии, делая девайс немного добрее к окружающему его миру. По крайней мере, его музыкальной части. Но, к чести девайса, это именно оттенок. Задавливать верха не стали, и они демонстрируют действительно хорошую проработку.

Просто они неагрессивны, чуть причесаны и имеют хорошую правильную наполненность и вес. Все это в достаточной мере передает нюансы записи, сохраняя особенности и характер и не вырывая их из контекста.

Сцена

Устройство отлично справляется с передачей позиционирования инструментов. Из-за упомянутой теплоты имеется определенная склонность с интимности и выделению первого плана. Также имеется его подчеркивание, так что запись как правило обретает солиста или же фронтмена. Пусть это не всегда предельно честно по отношению к записи, зато всегда эффектно и красиво. Кроме того, девайс определенно хорош в плане размеров сцены. Если требуется показать ширину и масштаб, Centrance M8 v2 может выдавать близкие к рекордным значения. Чем немало удивляет. Конечно, все зависит от самой записи и наушников, но тем не менее.

Также отдельно стоит выделить глубину. Девайс не просто раскатывает всех по широкому полю со склонностью при любом удобном моменте сгрести все вместе. Тут имеется отличная передача глубины. И она, в свою очередь, достаточно близка к ширине. Что на самом деле редкость. Что, в итоге, создает весьма естественную трехмерную звуковую картинку.

При этом солист всегда в центре внимания. Его инструмент убедителен, вокал эмоционален, а шутки между песнями искрометны. И пусть понимая, что это не экспромт, от этого вовлекаемости не меньше. И верится исполнителю тоже более чем.

Итоги

Как всегда, Гудман готовит свои девайсы как опытный шеф, на медленном огне. Не спеша и не суетясь, он не стесняется тратить годы на разработку, если того требуется. Зато каков результат! Это каждый раз выстрел в десятку. Не промахнулся он и тут. Сохранив фирменные черты в виде отличной техничности, точности, плотности и телесности, его приправили едва комфортными верхами и выразительной теплой серединой. А учитывая множество сценариев использования можно с уверенностью сказать, что получился поистине универсальный солдат.