ВСТУПЛЕНИЕ

Что это тут у нас? Еще одна версия Andromeda, пусть и под другим, исполненным пафоса, именем? Так или иначе, это значит – первое – это будет интересно и – второе – это будет опасно. Опасно для семейного бюджета. Только-только отпустило после Solaris SE, как драг-диллер дает другую дурь, едва ли менее забористую.

Мало для кого секрет, что я и Campfire Audio это как Ленин и октябрь – неразрывно, где один, там и другой. Очередной образец от портленднцев, попавший в мои руки, это Солнцестояние. Это кастомные мониторы, за основу которых была взята мегаудачная модель, а именно Andromeda. Так как я один из немногих, кто до сих пор не перешел с “зеленой” на Solaris в какой-либо версии, то честь рассказать вам о Solstice и сравнить ее с Andromeda выпала именно мне.

Если это кастомная версия, то как я собираюсь ее слушать? – спросите вы, и я бы сделал то же самое. Но это – универсальная версия кастомных наушников. Так как сделать решелл Andromeda в кастомный корпус своими силами не получится, то эту ношу на себя взяли специалисты из Campfire Audio. И уж если заморачиваться с 3D-печатью, то решили, чтоб два раза не ходить, провести ретюнинг звука, попутно увеличив прайс на 400$. Хотя, зная этих ребят, они пойдут и два, и три раза – нужно больше версий Andromeda!

Причем, говоря про ре-тюнинг, я имею в виду не банальное перекраивание АЧХ и перестановку пиков/спадов. Речь идёт о реальных – технологических – изменениях. Количество излучателей и сами излучатели остались прежними, а вот акустическая камера T.A.E.C. подверглась пересмотру. Как раз это дало те самые изменения в звучании наушников и оправдало рост цены почти на треть. Но это не единственное улучшение, коснувшееся Solstice, относительно Andromeda. Но об этом далее.

УПАКОВКА, ДИЗАЙН, ЭРГОНОМИКА

Упаковка не отличается от последних моделей. Это квадратный короб из картона, хранящий богатую комплектацию наушников: кейс из кожи, покрытый в середине овечьей шерстью, раздельный мешочек для хранения наушников, кабель smoky litz, 11 пар насадок, щеточку и – куда же без него?! – фирменный пин Campfire Audio. Стандартный джентльменский набор.

Ожидаемо наушники имеют низкий импеданс (12,8 Ом) и высокую чувствительность (112,8 Дб), что традиционно для Campfire audio создает условия для предполагаемого источника. Если с шумом современные плееры и усилители справляются даже со столь капризными моделями, то даже среди новинок попадаются устройства с высоким выходным импедансом, что скажется пагубно на тональном балансе. Тут поможет или смена источника, или ifi iematch. Он волшебным образом убирает шум и выравнивает сопротивление источника.

Первое, чем Solstice отличаются от Andromeda, это дизайн. Суровая, почти грубая технологичность корпусов Andromeda с ее острыми углами и множеством граней (речь сейчас и далее идет именно о первой ревизии) уступила место более крупным корпусам “кастомного” типа. Только фейсплейты сделаны не из рояльно-черного акрила, а из отполированной до пускания солнечных зайчиков стали. Основное “тело” наушника – это исполненная на 3D-принтере акриловая модель усредненной ушной раковины с умеренно длинными звуководами. При этом более длинными, чем у Andromeda. Дизайн – на любителя, если честно, не могу его ни поругать, ни похвалить.

А вот за что могу бесконечно долго хвалить, так это за посадку и комфорт. 11 поясов из собачьей шерсти из 10! Со всей ответственностью заявляю, что это самые комфортные иемы в универсальном корпусе, которые я слушал. Во-первых, несмотря на достаточную массивность, Solstice легко садятся в уши. Во-вторых, посадив наушники, вы не будете их поправлять, вам не будет казаться, что из за движения головы нарушилась посадка, особенно если у вас кабель калибра побольше. И, в-третьих, шумоизоляция действительно отличная. Уверен, в них можно даже бегать – так плотно они сидят в ушных раковинах. Ощущение врастания наушника в ухо – это не очередной литературный оборот в не литературном жанре, это одни из первых моих ощущений при непосредственном знакомстве с Solstice. После них захотелось бегом делать кастомные насадки на Andromeda. Я бы на месте Campfire Audio этот корпус применял почаще – настолько он удобен и удачен с точки зрения вашего покорного слуги.

ЗВУК И СРАВНЕНИЕ

Как бы хорошо они ни сидели, но комфорт и шумоизоляция это еще не повод накидывать 400$ или менять Andromeda на новинку. Изменение акустической камеры сказалось на тюнинге звука весьма и весьма заметно.

Если вы слышали Andromeda (первая ревизия), знаете ее основные звуковые сигнатуры: сухой бас со слегка форсированным мидом, ярковатая середина с небольшим пиком в зоне ВСЧ и непрощающие плохого качества записи очень протяжные ВЧ. И роскошная сцена, само собой. Встречал людей, которые сочли Andromeda слишком резкой и пилящей из-за ВСЧ, которые сетовали на недостаток низа, самого низа, а также тела в самих НЧ. В принципе, закрыть претензии к Andromeda способны и Solaris, особенно лимитированная версия. Но мы сейчас не о них, их мы также не обойдем стороной в этом тексте.

Чем первым цепляют Solstice слушателя, особенно слушателя, использующего Andromeda в качестве основных наушников? Низкими частотами. НЧ Solstice уходят много глубже, чем у Andromeda, они более открытые, с прекрасным разрешением. При этом их можно назвать и более ровными, так как мидбас не акцентируется. Напротив, небольшой акцент идет именно на глубине, на самых низких частотах.

Такие НЧ со столь техничным, отлично читающимся суб-басом придают любой записи дополнительной глубины и заставляют по-новому открывать для себя хорошо знакомые композиции. За счет глубокого и линейного баса тональный баланс Solstice немного смещается в сторону тепла. Однако, нет повода назвать наушники притемненными. Несмотря на такой тюнинг, наушникам все также отлично удается передать удар, раскат и рокот. Звучание инструментов в этом спектре предельно натурально и динамично. Тембры низких частот переданы текстурировано спревосходной артикуляцией. Это по-арматурному точный и динамически глубокий бас.

Если вы хорошо знакомы с модельным рядом Campfire Audio, то наверняка вам на ум пришла другая лимитированная модель, по внезапному стечению обстоятельств тоже версия Andromeda – Gold. В своем обзоре черной лимитки я очень немногозначно высказался о том, что у нее наворочено на НЧ. Тут ситуация несколько иная. Несмотря на явное повышенное внимание в Solstice именно к проработке НЧ диапазона, Solstice звучат более сбалансированно, ровно, деликатно и мягко. Gold же имеют более подкрашенный и эмоциональный в области низких частот звук.

Настало внести в наши с вами изыскания немного наркомании и нойза. Если и есть на свете музыкант, чьи релизы не похожи один на другой, то это Бэк. Да, последние пластинки были записаны в одном ключе (надолго ли его хватит?). Но, скажите, кто еще менял кардинально звучание от альбома к альбому? Чего стоит один из альбомов, выпущенных в виде сборника нот и сайта для публикации на нем собственного исполнения сочиненных им песен. В центре композиции – бас. Его тут много и записан он очень качественно. Наушники замечательно передают как глубину, доставая до самого дна, так и его ударность, раскатистость, при этом за счет контроля низких частот, сохраняя баланс во всем диапазоне и оставляя нижнюю середину в поле зрения.

Средние частоты также претерпели изменений. Как я уже говорил, в отличие от Andromeda, они поданы чуть мягче за счет верхней середины. Также в них больше массы, по характеристике телесности я бы расположил их аккурат между Andromeda и Solaris. Средние частоты которых – на мой слух – образцовы с точки зрения тембральной достоверности и естественности их массы и плотности. В остальном они сохранили отличную микродинамику, музыкальность и воздушность.

Все также в среднечастотном диапазоне нарочито подчеркнута микродинамика, но ощущение целостности композиции сохранено. Несмотря на заметно меньшую резкость, середина не утратила в четкости, артикуляции деталей и ясности. Протяженность средних частот отменная, что благотворно сказывается на том, как наушники работают со сценой и пространством. Но об этом хочется поговорить отдельно. Из-за выравнивания в зоне СЧ вокал слегка отодвинулся от слушателя и наушники уже не кажутся столь акцентирующими партию вокала. Хотя сами голоса не утратили ни в эмоциональности, ни в той, андромедовской, подкупающей слушателя тембральной многослойности.

Нетленка Status Quo в сопровождении самой драйвовой скрипки из возможных – скрипки Девида Гаррета. Solstice великолепно передает звучание его инструмента, сохраняя естественность и вертикаль тембров, что обеспечивает построение воображаемой трехмерной сцены. Едва тепловатое звучание дополняется живыми протяжными СЧ с щепоткой искорки. Solstice не ярчат и не переступают грань между точным, но мягким мелодичным звучанием, и резким и детализированным саунодм. Почерк топовых наушников.

Как и СЧ, высокие частоты Solstice также получили от разработчиков дозу линейности – пик на ВСЧ в Andromeda плавно переходил в нижние верхние частоты. Тут же сохраняется баланс на всем среднем и верхнем участке. Разве что за исключением самого верха. Обертона в Solstice богаче, в этом участке сохраняется и предоставляется слушателю масса информации и деталей, послезвучия фактурны и имеют прекрасную протяженность. Наушники являют собою иллюстрацию понятия “слоистость звучания”. Окрас или какое иное приукрашивание – отсутствуют. Передача ревербераций успешно дополняет ощущение акустики помещения, где непосредственно звучит музыка и как бы переносит нас куда-то туда, в партер.

Если с Andromeda на Lotoo 6000 я часто использую свой пресет, где как раз зону самых верхних частот слегка приподнимаю, то с Solstice это уже лишнее. Этот участок хоть и не подчеркнут цветным маркером, но на фоне, в общем ровных середины и ВЧ, самые дальние уголки спектра остаются достаточно полнотелыми. Наушникам хватает динамики и точности, чтобы не просто не утаить информацию от слушателя, но и передать ее в лучшем виде.

Польский авангард-джаз. Пример, когда авангард-составляющая не убивает сам джаз. Рекомендую к ознакомлению. Немного мрачная и драматичная, но невероятно музыкальная и эмоциональная вещь. Трек сложный, с непростой динамикой, но Solstice удается сберечь мельчайшие подробности в самом верхнем регистре. При этом наполнив воздух послезвучиями.

Сцена. Solstice замечательно строят воображаемую сцену и передают пространство. Если Andromeda больше строит сцену вглубь, сохраняя стереопанораму шире среднего, то Solstice добиваются большего успеха в создании полноценной трехмерной звуковой картинки. Сцена выходит далеко за пределы головы. За счет более глубоких НЧ наушники здорово отодвигают вперед звуковой горизонт. К тому же обилие воздуха между инструментами и его качественная передача вместе с великолепной работой с обертонами делает воображаемую сцену по-настоящему эшелонированной. Планы не наслаиваются друг на друга, как элементы аппликации. Напротив, существуют в осязаемой воздушной оболочке как бы отдельно друг от друга. При этом все же цельно и едино с точки зрения когерентности и целостности композиции. За счет прекрасной сбалансированности Solstice имеют образцовую тембральную вертикаль, что дополняет масштабность высококлассной проработкой образов – их соотносительности и соразмерности. Ведь важно не только создать и передать пространство, но и грамотно его организовать и наполнить.

С Solstice Campfire добились намного большего в том, что касается работы со сценой. По части работы с пространствами я бы поставил Solstice рядом с Solaris (в том числе Special Edition). Однако, обеим версиям гибридов именно трехмерность, ощущение вертикали, удается на толику лучше.

Жанрово наушники демонстрируют полную универсальность. Масштабность звучания оценят любители классической музыки. Воздушность и выразительность высоких частот – ценители джаза. Насыщенная техничная середина придется по вкусу поклонники рока и металла. И уж точно каждый насладится максимально глубокими и ровными НЧ и отличной проработкой пространства.

С оглядкой на близкий ценник “Solaris или Solstice?” – спросите вы, и я даже затруднюсь ответить. На стороне Solstice идеальная эргономика и комфорт при высочайшем уровне звучания. На стороне Solaris немного более близкая мне подача с большей протяженностью обертонов по всему спектру, чуть большая детализация и фантастическая сцена. Но, блин, как Solstice сидят!!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно ли считать Solstice очередной версией Andromeda, пусть и в совершенно другом корпусе? Отчасти. Когда я писал этот рассказ (вы же не забыли, что у меня скорее рассказы, чем обзоры), то опирался в основном на сравнение с теми моделями, которые были у меня на прослушке или во владении. А именно: Andromeda (Gold и 1rev.) и Solaris (в том числе SE). Но в процессе меня посетил призрак прошлого в виде другой лимитки – Pacific Blue, который мне доводилось слышать. Solstice – это доведенный до ума Pacific Blue. Именно таким должен был быть тюнинг этой лимитки. Я так думаю.

Ну а с оглядкой на сверхудачный корпус и невероятную эргономику я бы мог рекомендовать Solstice тем, кому по душе обычная Andromeda. Или тем, кто счел, что в Gold несколько переборщили с басом. Или кто так и не смог своими ушами обуздать крупные корпуса Solaris.