Скоро выполнится 5 лет с того момента, как аудиофилы получили своего Феникса, раз за разом восстающего из пепла после очередного убийства очередными китайскими наушниками. Вечнозеленый топ, манящий кокетливо обнаженными гранями. Campfire Audio Andromeda. И именно к этой юбилейной дате я хотел бы притянуть за уши этот обзор.

Первая версия Andromeda была представлена еще в конце 2016го, если мне не изменяет память. Но ее довольно быстро заменили обновленной версией 2017го. Ибо в процессе использования оказалось, что грани на корпусе – это прекрасно с дизайнерской точки зрения, но не настолько хорошо в плане эргономики. Так что, во внешность корпуса были внесены небольшие косметические изменения, улучшающие посадку. И именно этот корпус сейчас и знают многие пользователи Campfire Audio.

Отличия

Впрочем, не только они, благодаря нечестным на руку китайским дизайнерам. Естественно, выпускать одну и ту же модель (пусть и успевшую в кратчайшие сроки завоевать любовь публики и звание бестселлера), совсем без изменений – не то чтобы хорошая идея пусть Sennheiser, например, так и не думают. Тем более, что страсть к экспериментам у американцев из Портленда практически в крови.

Так что, после первой модели, попавшей на широкий рынок, выпущенной в 2017ом году, буквально сразу же последовали и обновления. Уже в 2018ом компания внедрила в производство массу различных инноваций. Но были изменения и во внешнем виде, позволяющие моментально отличать версию 18го года от более ранней. И это звуковод. У старой Campfire Audio Andromeda он был алюминиевый и более широкий, с тремя отверстиями, и чуть более короткий. Обновленная же модель имела одинаковые звуководы с другими моделями компании. Из нержавеющей стали, чуть более длинные (примерно на миллиметр) и немного более узкие. Отверстия же сохранились.

Но и на версии 18го года изменения не закончились. После более 10 различных лимиток, окруживших Андромеду, и обновления 19го года, имевшего чуть измененный комплект и звук, в 2020ом без шума и пафоса основную модель тоже обновили. И ее тоже легко можно отличить не только по комплектации, но и по внешнему виду. И что бы вы думали? Опять изменения коснулись звуковода. Он сохранил свою форму, но теперь забран сеткой с продолговатыми отверстиями. Естественно, за эти 4 поколения кое-что изменилось и внутри самих наушников.

сравнение звуководов campfire andromeda 2020 и 2017

Но, дабы не превращать текст в лекцию, я сознательно упущу этот момент. О технических моментах в интернете информации достаточно. А в этом тексте я хочу разобраться прежде всего в том, что же изменилось в звуке относительно первоисточника, Campfire Audio Andromeda 17го года. Тем более что 2020-ый год принес новую версию, так что повод все-таки есть.

Упаковка и комплектация

Велико искушение пропустить этот раздел, но я так не сделаю. Потому что на некоторых моментах все-таки нельзя не остановиться.

Например, не упомянуть, что на сегодняшний день актуальной упаковкой для Campfire Andromeda 2020 является плоская квадратная коробочка. Она, в свою очередь, обертывается в суперобложку с еще более красивой, чем ранее, полиграфией. И закрывается фирменной наклейкой-печатью.

коробка campfire andromeda 2017

Раньше коробочка была заметно меньшей. Ну и ее наполнение тоже изменилось. В самой первой версии в комплекте были спинфиты в качестве основных насадок. Но не было фирменных двухсекционных мешочков – они появились только в версии 19го года. Так что, мне некогда (во времена владения 17-кой) было даже обидно по этому поводу. Зато там был прямоугольный кожаный (официально он называется Raw Leather) чехольчик на змейке. Он был твердым и довольно практичным. Изнутри выстелен синтетической овчиной, так что наушники внутри могли отдохнуть и согреться. Овчина все-таки сохранилась и в дальнейших версиях, но в 2020 чехол стал полукруглым, зеленым и выполнен он из коры коркового дерева. Как по мне, чуть менее практично, но выглядит как минимум не хуже, а то и лучше старых коричневых.

Как и в 90% всех наушников на рынке, теперь в качестве стоковых насадок применяются Final Tips, которые пока не сделали лучше ни одним наушниками, которые мне приходилось тестировать. За времена владения Campfire Audio Andromeda (а эти времена длились почти 4 года) я много раз перебирал кабеля и насадки, и могу с уверенностью сказать, что и то, и то Зеленой Фее только на пользу. Свой выбор на тот момент я остановил на известных многим насадках Spiral Dot после долгих поисков чего-то подходящего с достаточно широким каналом. Сейчас же, имея в распоряжении более продвинутую версию ++, смело могу рекомендовать и ее. К 17-ке прилагались спинфиты. Впрочем, они тоже были бесполезны, заметно сужая звуковод и делая звук более мутным. По крайней мере для меня.

В плане же кабеля все просто. Кажется, весь мир знает, что мастхев для Андромеды – Alo Audio Reference 8. Ровно так же как все знают, где его брать точно не стоит (кто не понял прозрачного намека – не стоит брать его на алиэкспресс). В то же время, по своему опыту могу сказать, что прекрасно себя показали, например, серебро от Dita Audio, а так же Alo Audio Gold 16, Whiplash Audio TwAg и TwAu, а также уберпортативный вариант – Linum SuperBax. Но в итоге и подбор кабеля, и насадок – дело достаточно индивидуальное, так что эта честь в полной мере остается привилегией владельца. Может случится и так, что вам понравится какой-либо иной вариант. И это нормально.

Звук

Для сравнения звука же обе пары тестировались на насадках Spiral Dot. В качестве кабеля использовался сток, а так же упомянутый Alo Audio Reference 8 и Whiplash TwAg v2 и Whiplash TwAu v3. В качестве отправной точки будет использоваться версия 17го года, т.к. целью этого текста было выявить, насколько “трушной” является первая версия, а также обозначить, как изменился звук и что мы получили в версии 2020.

campfire andromeda 2020, 2019 и 2017

Campfire Audio Andromeda 2017

Начну с того, что наушники звучат совершенно не по-арматурному в типичном понимании этого слова. Т.е. обычно в это понятие вкладывают детальность, техничность, скорость и еще много чего. И не то чтобы у Campfire Andromeda 2017 с этим проблемы. Просто на первом плане тут совершенно иное. Натуральность, вес, теплота, умеренно эмоциональная и эффектная подача. Другими словами, наушники умеют работать с записью, выделяя в звучании главное – эмоции. Но не принося в жертву им вообще все. Так что в плане внимательности к записи проблем тоже нет никаких. Кроме того, наушники буквально немного, но чувствительнее 20-ки.

В итоге звучание выразительное, живое, естественное, и эффектное. Как и прежде, если бы мне пришлось охарактеризовать наушники одним словом, это было бы именно слово “эффектные”. И эта эффектность заключается не только в строении сцены, но и в умении работать с композицией в общем и в целом. Наушники звучат естественно, легко и непринужденно. Они акцентируют внимание на основных моментах, тем не менее не упрощая всю многогранность композиции только до них. Так что правильный весомый и чуть жирноватый бас соседствует с чистыми и аккуратными верхами, предоставляя композиции достаточно свободы. И да, это довольно легкая V-шечка, приготовленная настолько искусно, что акцентов практически не заметно.  

Низкие частоты

НЧ имеют хорошую глубину и плотность. Тем не менее, им присущ небольшой акцент, добавляющий буквально немного жирка, что, впрочем, при хорошем контроле прекрасно ложится в подачу как живых, так и синтезированных инструментов. Акцент, как обычно, приходится в область мидбаса. Тем не менее, благодаря хорошему контролю наушники не страдают излишней медлительностью. Пусть они и не самые техничные в мире, но и проблем в этом плане нет.

Кроме того, имеется достаточно хорошая протяженность вниз, и суббас (насколько он доступен наушникам) тут присутствует в должном количестве. В итоге, удары получаются достаточно выразительными и массивными, но не переходя грань разумного. Так что живые инструменты не звучат неестественно. Более того, они вариативны. Хорошо передается характер и текстуры независимо от особенностей звукоизвлечения.

Средние частоты

СЧ при акцентировании соседних частот были бы немного отведенными на второй план. Но не тут. Они даже немного выдвинуты вперед, но сделано это не с помощью акцентов, а с помощью строения сцены вокруг СЧ. Кроме того, прекрасной передаче серединки способствует ее отличная проработка. Тут и техничность, и скорость, которая просто необходима для достойной детальности, и сохранение прекрасной наполненности и телесности. Более того, при хорошей детальности наушники не препарируют композицию, уделяя должное внимание макро- составляющей, т.е. общему звучанию и композиторской задумке. А легкая жирноватость и едва заметный теплый оттенок, как и на НЧ, добавляет выразительности, вовлекаемости и немного форсирует эмоции. Впрочем, без наигранного драматизма. Так что в плане достоверности как тембров, так и эмоций, вопросов не возникает.

Верхние частоты

ВЧ, как и подобает такой частотке, акцентированы. На мой вкус они и близко не приближаются к чрезмерному количеству. Но постольку ВЧ-фобы найдутся всегда, я видел периодические заявления о том, что наушники “пилят”. Впрочем, как и любые иные, где есть ВЧ как таковые. Как можно любить качественный звук и не любить верха, мне по-прежнему непонятно, но оставим эти размышления. Потому как в качественном плане к высоким частотам претензий нет. Они детальные, техничные и быстрые. Так что, наушники отлично справляются со сложными партиями перкуссии и множественными послезвучиями. Прекрасный контроль позволяет отлично справляться с атаками. К затуханиям претензий также нет. Более того, они – один из моментов, которыми и достигается та самая эффектность. Про абсолютную беспристрастность, конечно, речи не идет, но смягчение совсем небольшое, и скорее способствует меньшей критичности к записи. И да, это те наушники, которые умеют работать с плохими записями. Но за хорошие, естественно, отплатят сторицей.

Сцена

Она достаточно широкая, но, как я уже упоминал выше, строится вокруг вокалиста/солиста. Обладая прекрасным разделением планов, наушники уделяют достаточно внимания каждому инструменту. Таким образом не создается впечатления оторванности, композиция жива и динамична, а инструменты внутри нее двигаются и взаимодействуют друг с другом, обладая для этого достаточным пространством и свободой. Кроме того, играет свою роль и хороший динамический диапазон. В итоге, наушники однозначно получились стоящими.

Campfire Audio Andromeda 2020

Если 17-ка звучала не по-арматурному, то 2020-ка – еще более не-арматурая. Эту модель можно назвать в ровной степени как продолжателем традиций 2017, так и в какой-то мере противоположной моделью. Правда, только в рамках достаточно небольших отличий между версиями. Если попытаться выстроить логическую цепочку 2017 – 2020, то в этой последовательности заметно небольшое уменьшение количества ВЧ, их чуть большая сглаженность, общее более плотное и целостное, а так же немного более жирное и теплое звучание. Подчеркну – в рамках небольших отличий. Общего между двумя моделями много.

корпус campfire andromeda 2020

Нижние частоты

НЧ, подобно общему звучанию, стали буквально немного целостнее, но не могу сказать, что сильно изменились в весомости. Более того, в плане количества баса его осталось примерно столько же, как и в 2018, просто за счет того, что модель стала чуть более ровной (вообще 2020 можно назвать самой ровной из классических версий Андро без учета лимиток) акцент на НЧ менее заметен. Зато более целостная подача позволяет добавить записи чуть больше свободы и эмоций.

Средние частоты

СЧ прежде всего, немного ближе к слушателю. Их буквально едва больше, чем в других версиях, так что та самая фирменная легкая V-шечка сохраняется, но изменяются средства передачи эмоций. Тут более заметную роль играет середина. Она чуть целостнее, едва жирнее и чуть более плотная. Но в плане передачи нюансов записи Campfire Andromeda 2020 не уступают прежним версиям.

Верхние частоты

ВЧ в общем звучании меньше всего среди трех версий. Назвать модель темной все равно не получится, но если вам все еще пилит 2018ка, но буквально чуть-чуть, то 2020-ку можно попробовать. Тут они наиболее целостные и сглаженные. В итоге звучание можно назвать буквально едва более комфортными. Это заметно в плане проработки атак и затуханий – тут они буквально чуть менее очерчены и более телесны. Таким образом наушники наиболее толерантны к некачественным записям. Разумеется, насколько толерантными могут быть наушники высокого уровня. Естественно, по-прежнему лучше выбирать записи получше.  

Сцена

Тут все тоже предсказуемо. Чуть больше глубины, чуть меньше внимания первому плану, строение сцены более широкое. В итоге с интимной и эффектной подачи звучание смещается в чуть более масштабное. Но с сохранением тех же характерных черт. Разве что с поправкой на то, что тут композиция чуть более целостная, и, как следствие, больше заметно взаимодействие планов и инструментов. В плане же позиционирования – оно буквально чуть менее точное в плане передачи границ образов, между инструментами чуть меньше воздуха. Таким образом получается более густая и насыщенная звуковая картина.

Примеры

Примеры вынесу отдельным разделом. Можно было бы и без, но треки хорошие. И в качестве теста, и в качестве источника эндорфинов.

Низ

Для чего-то злого и техничного обычно я предпочитаю более ровные или более выраженно аналитичные наушники. Но этот не самый простой материал передается просто отлично. Весомые массивные и отчетливые точные удары передаются отлично и строят прочный и заметный фундамент композиции. 2017 передают запись более резко, в то время, как 2020 прекрасно дается напор и вес, вовлекаемость и драйв, заложенный в запись. И нет, заслуг Андерса на вокале не умаляет ни одна модель, передавая все интонации и оттенки.

Середина

Впрочем, про вокал немного нагляднее на примере вот этой записи. Хотя, имея в распоряжении Andromeda, я не очень представляю, как можно использовать подобную музыку в качестве тестовых записей. У меня не получается практически никак. Все, что я могу тут отметить – чуть более отстраненную подачу 17-ок и более вовлекающую – 20-ок. Но на любой из этих моделей голос Мариссы проникновенен насколько, как только может быть. Абсолютное погружение в музыку. И это в ровной степени и заслуга исполнительницы, и Андромеды (как 2017, так и 2020) с ее манерой доносить эмоции.

Верха

Не буду описывать путь, по какому трек оказался в моем плей-листе. Достаточно будет сказать, что я люблю сладж и шугейз. А тут они не в типично тяжелом, а напротив, легком, атмосферном исполнении на грани с инди-роком. Довольно насыщенная в плане ВЧ композиция. И тут обе модели показывают себя отлично. Если 2017 добавляет записи толику агрессии на верхах, то 2020 дает больше напора, эмоций и драйва.

Итоги

Если попытаться выстроить какую-то последовательность или уловить закономерность в том, что же изменилось в Campfire Audio Andromeda от 2017 до 2020 года, то получим следующее.

Комплект. Тут уже кому что больше нравится. Свои плюсы есть и там, и там.

Звук. В плане выбора неплохо было бы держать в уме плавное движение в сторону более комфортного и целостного звучания по мере наращивания номера ревизии. Но стоит учитывать и особенности. Так, 2017 оказывается более светлой и сухой. Она более холодная, прозрачная и техничная. Насколько эти термины применимы к Campfire Audio Andromeda, конечно.

Andromeda 2020 – более ровная, целостная, насыщенная, жирная и даже темная. Но, в очередной раз подчеркну, речь об очень небольших изменениях. В абсолюте ни 2017-ку нельзя назвать светлой, ни, тем более, новинку темной. Кроме того, все эти отличия, как видно из текста, являются заметно более вкусовыми, нежели качественными. Да и заметны разве что в прямом сравнении.

Более того, часто замена кабеля или (тем более) амбушюр может дать заметно больше отличий. Таким образом, если нет охоты заморачиваться в тонких нюансах и отличиях, можно смело брать актуальную версию. Она по-прежнему того стоит. Что бы там не говорили. Так что, “Keep Calm and listen to Andromeda”