Все авторы

Astell&Kern A&Futura SE200 — Livin’ on the Edge

Обзор плеера Astell&Kern A&Futura SE200

ВСТУПЛЕНИЕ

Помните, как мы в детстве спорили, кто сильнее: Шварценеггер или Сталлоне, Оптимус Прайм или Мегатрон? Что лучше: Playstation или XBOX (ладно, этот гештальт не закрыт и сейчас)? Времена идут, меняется предмет, но не меняется психологическая подоплека самого вопроса — выбор ЛУЧШЕГО.

Если повзрослев (если бы!) у кого-то проблематика перешла в плоскость марок авто, детсадов или школ, то у нас с вами, братья по ​оружию​проводам, вопрос часто приобрел форму “Что лучше: ESS или AKM? Burr-Brown или Cirrus Logic? Или вовсе раритет вроде Wolfson, Philips etc.

И, как в детстве, когда мы едва ли не дрались, отстаивая свою точку зрения по поднятому вопросу. Сейчас мы готовы не спать ночами и строчить стены текста на всем известных форумах, убеждая всех и вся в истинности только одной, вашей, точки зрения. Если вы так не делаете, снимаю перед вами шляпу.

Если раньше я еще грешил тем, что придерживался — отчасти — некоторых стереотипов о звучании устройства, опираясь на логику, на которой построена его цифровая часть, то теперь — нет. Освободившись от цепей предубеждений и шаблонов, отринув стереотипы, стал смотреть на любой аудиопродукт как на завершенное и уникальное творение. А что за ним стоит — зависит от Создателя и никак не от моего предварительного суждения. Хорошо помню, как на моем столе лежало три устройства на AKM AK4490EQ и каждое из них звучало СОВЕРШЕННО по-разному.

Обновленный плеер Astell&Kern A&Futura SE200, как раз-таки буквально создано для тех, кто никак не разрубит этот гордиев узел, связанный с выбором марки ЦАПа. Во всяком случае, для тех, у кого выбор застыл между AKM и ESS. Если эксперимент корейцы сочтут успешным, то не исключены и другие пары (только пары?) в будущем, верно?

А для тех, кто не заостряет внимание на подобном вопросе, Astell&Kern SE200 интересен больше тем, что он способен быть лекарством, способным снимать приступы аудиофильского зуда, когда звук, пусть даже и устраивающий в целом, просто приедается и нужен контраст, адюльтер, если хотите, чтобы вернуть прежнюю остроту чувств. Тут Futura SE200 как нельзя кстати. Хоть выходы плеера и не отличаются, как день и ночь, но имеют разный характер и даже философию. Но об этом — дальше. Потерпите.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ

Плеер приезжает в очень компактной коробке, которая лишь немного больше самого плеера. Что как бы уже намекает на небогатый комплект поставки. Обрамляет это великолепие черная суперобложка. Матовая суперобложка с глянцевым (тоже черным) тиснением логотипа A&K, который огибает линия, перекликающаяся с правой гранью плеера. В правом нижнем углу указана линейка A&Futura и модель — SE200.

коробка для Astell&Kern SE200

Коробка плеера открывается подобно коробке с сигарами. Только под плеер, который занимает практически все пространство, лежа на пластиковом “блюдце”. Под ним имеется конверт, в котором лежат инструкции, набор защитных пленок, а также заглушка для слота карты памяти. Сам конверт стилизован под дизайн обложки. A&K тут как всегда с чувством стиля. Ниже, чуть утоплено в пластиковый “склеп”, покоится USB-C кабель.

Вот, собственно, и вся комплектация. Конечно, хотя бы силиконовый чехол был бы не лишним с учетом ценника устройства. Да и желание сохранить первозданный вид роскошной задней панели и дисплея, но производитель решил иначе. Я понимаю, что человек, купивший плеер за 50+ тысяч, не зажмотится купить роскошный чехол от Dignis, но все же. Еще в комплекте не помешала бы пара перчаток, потому что спинка плеера собирает отпечатки просто от взгляда на него. Причем, не только вашего. А сам он настолько красив и изыскан, что в белых перчатках смотрелся бы вполне органично. И covid тут не причем.

ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА

Если речь идет о продукции A&K, то дизайн будет в центре внимания. Так уж вышло, что корейцы этому аспекту плееростроения отводят усилий ничуть не меньше, чем звуку.

У дизайна устройств A&K есть некоторые общие черты, которые наследуются из поколения в поколение: холодный серый цвет, острые грани (они такие острые и их так много, что они стали лейтмотивом обзора, подарив ему имя), нестандартные формы, иногда доведенные до выраженной асимметричности (чего только стоит Norma с ее “кривым” дисплеем), ну и непременно демонстрация высочайшего уровня обработки металла.

нижний торец плеера Astell&Kern SE200

Не стала исключением и модель Astell&Kern SE200. Боковые грани скошены, в результате чего плеер в профиль имеет форму трапеции. При этом сами грани неровные: левая, на которой расположены четыре физические клавиши, с края, примыкающего к задней стенке, имеет небольшой уступ, который, несмотря на острые грани, делает ухват более приятным и надежным. В то же время правая грань имеет нечто подобное на лицевой стороне устройства. В результате передняя панель с дисплеем оказывается чуть приподнятой.

Правая грань плеера — это образец того, насколько высок уровень технологии обработки металла, которая используется для изготовления шасси плеера. Именно так, это уже не корпус, это шасси, как у стационарных хай-энд усилителей и ЦАПов. На правой грани находится колесо регулировки громкости, выточенное с такой же прецизионностью, как и соответствующие элементы швейцарских хронометров. И оно не просто утоплено в корпус, оно огибается самой боковой гранью плеера, образуя изящную складку, которая по-своему повторяет уступ левой грани.

колесо громкости Astell&Kern SE200

Остроту граней и плавность изгибов дополняет кольцевой светодиод. Цвет зависит от того, какой сигнал воспроизводится: 16bit — красный, 24bit — зеленый, 32bit — синий, DSD — фиолетовый. Его можно и отключить, но я бы не назвал его сильно навязчивым, напротив, его отражение на изгибе грани выглядит привлекательно и добавляет плееру харизмы. MQA светодиод распознает не всегда, поэтому функция полноценно работает с локальными файлами.

Нижний торец не столь интересен, он несет на себе бремя зарядки/коммутации посредством порта USB-C и слот для карт памяти. Верхний торец — по сути венец плеера. Он не алюминиевый, он сделан из того же материала, что и задняя часть плеера. На нем расположены 4 аудиовыхода, две пары 3,5мм и 2,5мм, для AKM и ESS. Гнезда обрамлены овалом и выделены фактурой: пара гнезд AKM матовая, пара ESS — глянцевая. На транспортной пленке это разделение продублировано цветом.

четыре наушниковых выхода Astell&Kern SE200

Передняя часть плеера почти полностью отведена под дисплей. Он тут хорош, 5-дюймовый. И пусть вас не вводит в заблуждение скромное по нынешним временам HD-разрешение. Он яркий, хорошо читабелен даже при прямом свете. Рамки по бокам и сверху небольшие. Внизу рамка заметно больше, на ней находится сенсорная клавиша возврата на экран воспроизведения. В целом “лицо” у плеера приятное, если включить режим отображения текста, то обложка альбома займет примерно половину 5-дюймового экрана, что очень здорово с эстетической точки зрения.

лицевая часть плеера

Спинка плеера на первый взгляд кажется стеклянной, но это не так. Тут применена пластина из полированной керамики. Керамика крайне сложный в работе материал. Будучи невероятно твердым и стойким к царапинам, она также и очень хрупка. А столь тщательная полировка, превращающая керамику практически в зеркало, заставляет еще раз подумать о чувствительности к царапинам, а не стала ли она выше после такой обработки. Проверять это мы, конечно же, не будем, а сам производитель позаботился о сохранности внешнего вида устройства хотя бы тем, что положил в комплект пленки. Но чехол плееру прописан обязательно.

керамическая задняя панель

A&K заявляют, что такой материал лучше подходит для улучшения работы беспроводных сетей, чем стекло. Спорить не буду, и WiFi, и bluetooth в плеере работают без нареканий.

Astell&Kern SE200 достаточно крупный (76,9 на 132,2 мм и почти 16 мм в толщину). И увесистый (274 грамма), что традиционно для A&K. Массивное шасси, стекло, керамика, не говоря уже о самих внутренностях, дают почувствовать массу и класс. Вообще достаточно только одного взгляда на плеер, чтоб понять — перед вами устройство действительного высокого уровня. А как только берешь его в руки, ощущаешь вес и этот сложнейший ансамбль граней и изгибов, то убеждаешься в этом окончательно.

Удобно ли пользоваться плеером с оглядкой на эти дизайнерские решения? Да, но с оговорками. Физически клавиши расположены удобно и вслепую взаимодействовать с плеером одно удовольствие. Другой вопрос — регулировка громкости. Держа плеер в правой руке, большой палец идеально ложится на колесо. Но, когда он находится в левой руке, большим пальцем тянуться к колесу попросту неудобно. Если вы не обладатель очень крупной ладони или длинных пальцев, то смиритесь с тем, что с плеером проще управляться правой рукой.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ

Итак, мы подошли к главному. Точнее, второму по важности разделу этого обзора. Разумеется, звук uber alles. Astell&Kern Futura SE200 — суб-флагман, призванный в какой-то мере быть технологическим пионером. И Futura SE200 на 200 процентов этой миссии соответствует.

Если несколько лет распространения устройств с парой ЦАПов сделало такой формат привычным, то установка более двух ЦАПов уже что-то новое. Да, встречаются модели, где несколько чипов упакованы в кластер. Но в случае с Astell&Kern SE200 мы имеем дело с другой реализации идеи мультиЦАП. Тут они работают не вместе, а параллельно. Каждый ЦАП имеет свой усилительный тракт, ни коим образом не пересекающийся, собственный наушниковый выход, как балансный так и не балансный.

кнопки перелючения

То есть говоря о Astell&Kern SE200, мы можем говорить о двух плеерах в одном корпусе. Другой подход, другая задумка на фоне сменных усилителей или полных аудиоплат. Да, вариативность в перспективе у решений Cayin и iBasso явно повыше, но в случае с A&K сразу из коробки два варианта звука, два почерка, имеющих явные отличия.

Немного о цифрах. Просто приведу таблицу с основными ТТХ плеера.

2*ESS Sabre 9068ASAKM AK4499EQ
THD+N0,0006% @ 1kHz 3,5mm
0,0006% @ 1kHz 2,5mm
0,0003% @ 1kHz 3,5mm
0,0004% @ 1kHz 2,5mm
SNR121 dB @ 1kHz 3,5mm
123 dB @ 1kHz 2,5mm
124 dB @ 1kHz 3,5mm
125 dB @ 1kHz 2,5mm
PCM/DSD32bit/384kHz, DSD256
Output voltage2,0 VRMS 3,5mm
4,0 VRMS 2,5mm
3,0 VRMS 3,5mm
6,0 VRMS 2,5mm

За логику в плеере отвечает 8-ядерный процессор, оболочка, как и прежде, собственная на базе ядра ОС Android, есть поддержка Tidal и Deezer, но свободной установки приложений не ждите. Только то, что одобрили в A&K.

Беспроводной функционал широкий: есть и WiFi (только 2,4 ГГц), и bluetooth (версии 4.2, обеспечена поддержка кодеков SBC, apt-X, apt-X HD, LDAC, HWA).

И все же вернемся к главной технической особенности Astell&Kern SE200. В итоге мы имеем 3 ЦАПа: пару новых двухканальных ESS Sabre 9068AS и один топовый от AKM AK4499EQ. Почему AKM только один? Во-первых, 9068 — это двухканальные ЦАПы, и для работы в балансном режиме по-другому никак. Во-вторых, пара 4499 существенно по сравнению с единичным исполнением изменит энергопотребление. Выигрыш очевидно будет, но где-то там, за гранью, в плоскости измерений и цифр, а вот тепловыделение и энергопотребление добавятся вполне себе не иллюзорно.

В Astell&Kern SE200 построено два независимых усилительных тракта. А это значит, что оба выхода будут звучать без компромиссов, так как тюнинговались исключительно под связку цифра-аналог, преобразование-усиление. Что в остатке это дает, нам предстоит разобраться немного дальше по тексту.

Сами же A&K акцентируют на странице устройства, что на разработку плеера было потрачено в два раза больше времени (и денег — но редактор в последний момент убрал эту фразу из текста). Так как по сути создавалось два плеера под одним именем. Осмелюсь предположить, что все было так: две независимые команды разрабатывали собственную версию SE200, но послушав обе, боссы A&K решили дать шанс обоим вариациям, и на ходу поменяли концепцию устройства. Скорее всего все было не так, но допустим вероятность и такого хода событий.

Зачем еще, кроме снятия особо острых приступов аудиофильского зуда, может понадобиться вот такой “второй плеер”. Во-первых, можно подобрать удачное жанровое сочетание, во-вторых, под разные наушники использовать разный выход. Допускаю, что можно добиться синергии в этом направлении. Просто приобретите еще одну пару наушников, и с Astell&Kern SE200 вы уже будете иметь 4 разных звука. И это не считая фильтров!

Кстати, о фильтрах. Суммарно на ЦАПы плеера приходится аж 9 фильтров: 6 на AKM и 3 на ESS. Вот уж где поле для экспериментов.

ЗВУК Astell&Kern SE200

Отправной точкой для описание того, как звучит SE200, я возьму выход на ЦАПе AKM AK4499EQ. Топ как никак, который, к слову, установлен в флагманской Ultima SP2000.

Astell&Kern SE200 + Campfire solarise SE

Говоря в целом о характере звука на 4499, я сделаю небольшую отсылку к фильму Drunk (у нас он, если не ошибаюсь, шел под названием “Еще по одной”), трагикомедии с замечательным Мадсом Миккельсеном. В фильме поднимается гипотеза норвежского философа Финна Скэрдеруда о том, что человек рождается с дефицитом 0,5 промилле алкоголя в крови, и для того, чтобы обрести счастье и чувство свободы, необходимо перманентное употребление алкоголя для поддержания той самой половины промилле. Смело, но имеет право на жизнь.

Так вот, звук Astell&Kern SE200 с выхода на AKM как бы пытается компенсировать ту самую половину промилле. Он не пьянит, но обладает той эмоциональностью и способностью впечатлить, которые приводят вас в состояние близкое к тому, которое так старательно достигали четверо героев фильма.

SE200 не ленится раскрыть все мельчайшие нюансы, более того, он может впечатлить даже прожженного адуиообзорщика степенью их проработки, подавая музыкальный материал одновременно информативно, но в то же время слитно и музыкально.

Все это касается прежде всего выхода на ЦАПе AK4499EQ. На паре ESS Sabre 9068AS ситуация несколько иная. Этот выход уже менее акцентирует эмоции, он более сдержан, за счет чего местами кажется более техничным. Я бы не поставил его в этом аспекте выше, он лишь удерживает в равновесии чаши весов, на которых находятся две составляющие звука — эмоциональный баланс и техническая производительность.

Обладая чуть более взвешенным звучанием, выход на паре Sabre обеспечивает условия для несколько академичного и вдумчивого прослушивания материала тогда, когда это действительно может понадобиться. Он не подчеркивает детали, в целом он вовсе не склонен к расстановке акцентов, в отличие от AKM, обладающего ярко выраженной серединой и большим упором на передачу атак в области баса. Из-за этой кажущейся отстраненности он воспринимается на умеренно ярких наушниках немного теплее выхода на AKM. ESS тракт как бы возвращает нас в то состояние, которое предшествовало приему 0,5 промилле.

Я бы назвал бас королем бала, если бы не — без преувеличения — роскошная середина. Но бас таков. Это великолепные, раскатистые НЧ, уходящие очень глубоко, где не просто существуют, а создают еще один слой, реалистичный и осязаемый. За счет того, что усилитель контролирует каждый дБ звукового давления, НЧ передаются великолепно. Они нескрываемо подчеркнуты, атаки переданы реалистично, с плотностью, с хлопком, если хотите, самый низ обладает положенным ему рокотом, фактурность которого не пустой звук и не формальность — должного уровня наушники это прекрасно подчеркивают и передают.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

На AKM НЧ энергичные и драйвовые, средний бас наделен отличными физическими данными, он не жирный, но с телом — это скорее не супертяж, но очень фактурный тяжеловес (не Фьюри, а скорее Джошуа). Может поиграть мускулами и вдарить до искр из глаз (или ушей). Отличная динамика позволяет плееру не играть AKM-овскими бицепсами баса на каждой композиции, а делать это почти изящно и дозировано, давая получить экстаз от Resolution с Love Supreme Джона Колтрейна и полежать пригвожденным к полу на Karmacoma от Massive Attack.

На ESS ситуация иная. Градус веселья снижается до более привычных общественной морали уровней, и мы имеем дело с линейным и ровным басом. Он телесный, все еще подается натурально, с теплотой, но баланс массы и отработка микродинамики смещен в сторону паритета. Astell&Kern SE200 звучит чуть менее напористо и броско. Несомненно, подача AKM-выхода эффектна, но может вызывать утомление, и тут пара ESS приходит на выручку. Не скажу, чтоб я уставал от фиесты на AKM. И после переключения на ESS я подмечал, что эта нейтральность мне довольно быстро приедалась. Хотя и отмечу, что ESS заметно лучше подходит для более аналитичного прослушивания композиции. Тут речь не идет о повышенном разрешении, но не подчеркнутые дополнительно эмоции оставляют больше места в центре внимания слушателя.

Мы говорим Леми, подразумеваем БАС. Гитара мистера Килмистера фактурна. На AKM звучит нарочито агрессивно, с красиво подчеркнутым рокотом, практически ощущаемой телом вибрацией от колебания струн. Я долго не мог решить, какому из треков отдать предпочтение, насколько показательны они сами по себе. Этому или Pantera — Walk с шикарной партией бас-гитары во время не менее шикарного соло Даймбега Даррела. При переключении на ESS этот рокот уходит с авансцены, но фактурность и рельефность сохраняется, становясь не столь захватывающими наше внимание. При этом меньше плотности и упругости в звучании ударных.

Артикулированность атак при этом не становится менее выраженная. Astell&Kern SE200 находит этому аспекту немного другое место на подмостках выстраиваемого ими театра. НЧ AKM — это прежде всего вкусный, красивый бас. НЧ ESS — это хорошо проработанный бас, который, если и пытается чем-то впечатлить, то это качеством проработки. Но и у AKM с последним проблем нет от слова совсем. Просто подача — другая.

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Как я уже сказал, плеер — серединистый. Оба выхода Astell&Kern SE200 подают СЧ в лицо, открыто.

Выход на AKM сохраняет общий звуковой почерк и здесь: звук на этом тракте пушистый, дышит энергией, агрессивный (по-доброму). Напор, драйв и кураж — это про него. Верхняя середина наделена бриллиансом, что в купе с традиционной легато-подачей устройств от Astell&Kern, дает ощутимо музыкальное звучание, вовлекающее и, говоря простыми словами, крайне привлекательное. Слитность подачи вообще не сказывается негативно на техничности, плеер великолепно отрабатывает мельчайшие детали записи, только не выталкивает их на поверхность, а аккуратно вплетает в общую канву, делая выразительной, но неотъемлемой частью звукового универса.

Пара ESS9068AS держит себя (и вас) в руках. SE200 приструняет искорки верхней середины и подает материал в более сдержанной, опять-таки, почти академичной манере, где еще есть место экспрессии, но заметно меньше, чем это происходит при прослушивании на AK4499EQ. Однозначно, немного более расслабленная манера с меньшей агрессией и напором лучше подходит для длительного прослушивания. Под расслабленностью я не подразумеваю сглаженность и дополнительное смягчение в звуке, отнюдь. Это скорее эмоциональная категория.

Это же касается и вокала. И женский, и мужской вокал на AKM звучит более заряженным на эмоции. Зачастую такая подача обладает преимуществами, но в случае с очень сложными вокальными партиям, особенно хоровым исполнением, эта меньшая эмоциональность ESS идет звуку на пользу. Безусловно, бодрый блюз или рок, или любой другой стиль, где эмоции и экспрессия правят балом, получают бонус за счет особенности подачи AKM. Но жанры, где на первом месте точность и отточенность исполнительского мастерства (и лишь настоящие гении совмещают первое и второе без ущерба ни для первого, ни для второго) могут более выигрышно звучать как раз таки на ESS.

Очень открытая и атмосферная композиция от Musica Nuda. На AKM нижняя середина, ее образ, и по массе, и по объему явно доминируют. Вокал звучит чуть интимнее и подчеркнуто эмоционально. Крещендо поднимает градус эмоций настолько высоко, что веселья становится просто слишком много. ESS тут строит перфоманс от обратного. Вокал не теряет в своей натуральности, он такой же красивый и обволакивающий, но чуть более сдержанный, а инструментальные пассажи в зоне средних частот ощущаются немного приглаженными, но без потери в разрешении. В целом на ESS подача середины ощущается как более аккуратная. Где эмоции, массивность и эффектность уходит на второй план.

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

С высокими частотами складывается, ситуация, которая завела меня в тупик. В целом больше понравившаяся мне эффектная подача плеера на выходе, построенном на чипе от AKM. Этой своей эффектностью непременно норовит вас отвлечь от высокочастотного диапазона. Очень качественная и насыщенная середина служит красной тряпкой, которая не дает слушателю (быку) полноценно насладиться (растерзать, как шимпанзе газету) высокими частотами (тореадора). ВЧ ведь радикально хороши: они находятся в состоянии того равновесия массы и техничности, микродинамики и макродинамики, когда они воспринимаются цельными, как часть произведения, на своем месте. При этом оставаясь высокоинформативными, прозрачными. Затухания переданы отлично: их много, звучание слоистое, пышное, они естественные.

С другой стороны мы имеем аккуратную, сдержанную, слегка чопорную (опять-таки сравнительно с AKM) подачу на ESS. Не поймите меня превратно: каскад на ESS вовсе не сделан на сдачу. Если абстрагироваться от красот и красок AKM, то на 9068AS звук не кажется уступающим в классе. AKM дает настоящий вау-эффект, без преувеличения. И если вы цените музыкальность в подаче устройства, то вы будете возвращаться раз за разом на AKM. Тут раз за разом в районе спины будет бежать табун мурашек, размером со взрослого енота.

И вот в случае с высокими частотами эта сдержанность в подаче и привела к тому тупику, о котором я писал двумя абзацами выше. За счет более ровной и эмоционально умеренной подачи ощущение высоких частот, их присутствия, строится более полноценно. Так как создаваемый плеером объем не узурпирован всецело нахрапистыми низами и серединой, высоким на ESS есть, где развернуться. Именно за то, как Sabre подает ВЧ, я снимаю перед A&K шляпу за решение применять пару ЦАПов. Пусть и менее броский и эффектный, без мурашек, выход на ESS дает чуть более взрослый звук, да еще с бóльшим количеством высоких частот.

Если AKM в первую очередь середино-акцентирвоанный выход и дает полноценно кайфануть от сочных, пышных, сверкающих, немного колючих, как мороз в январе, средних частот, то ESS не делает акцентов, тем самым раздвигает границы и расширяет нашу область восприятия, за счет чего самый низ и самый верх приобретают больше веса не в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово, а веса — роли. Если AKM рисует картину от центра, от середины, при этом на низах доминирует мид-бас, то ESS пишет свое полотно от краев — к центру. Два разных подхода, разных взгляда, но восприятие от этого меняется, в лучшую или худшую сторону — решать вам, но я лишь скажу, что мне ВЧ на ESS понравились.

ВЧ очень гармоничны и вписываются в общую структуру на AKM, но ESS оставляет больше места для них. За счет этого воздух между инструментами и их обертона приобретают более явственные черты и достигается приятная уху естественность в этом диапазоне.

Очень яркий, эмоциональный трек, такой во многом благодаря замечательной вокалистке Карен О. Экспрессивность тут и звучании перкуссии. Каждый удар по тарелках рассыпается искрами, которые брызжут в стороны, а потом скользят, пока не погаснут, чтобы освободить место новым россыпям огоньков.

Эффект от смены выхода заключается в том, что на ESS ощущение, будто эти искры разлетаются дальше и в большей дисперсией. Не в том, как они звучат, а в том, как движется сам звук. Определенно ВЧ на ESS более открытые и имеют больше воздуха. На AKM ВЧ как продолжение той концепции, которую A&K заложили в свое устройство. Они тут и заложники идеи, и ее продолжение одновременно.

СЦЕНА

И немного о том, как плеер работает с пространством. Пример Astell&Kern SE200 это тот случай, когда звук из категории “широко/глубоко” переходит уже в категорию полноценного голографичного, трехмерного звучания, которым могли похвастаться iBasso DX220 MAX и Alo Audio Continental Dual Mono. Плеер не строит это пространство вокруг тебя, а переносит тебя в зал, где звучит этот лайв, или в то помещение, акустические особенности которого воссоздавали в студии.

Заключение про сцену Astell&Kern SE200

Сцена при этом заметно шире средней и очень хорошо тянется вглубь. Эта трехмерность и достигается в том числе, за счет хорошо проработанных планов, контрастом накладывающихся один на другой.

На AK4499EQ массивность образов больше, а их границы шире, они более равномерно заполняют пространство, вытесняя воздух. При этом вокалист — всегда перед вами, в центре внимания, он ищет глазами именно вас в передних рядах, и поет для вас. AKM создает связь между исполнителем и вами, он обладает очень плотной подачей, в которой чем меньше пустот — тем лучше.

ESS, не делая зону презенса центром мироздания, и голосовую область также подает более сдержанно и аккуратно, чуть уводя вокалиста вглубь сцены, делая его участником, важным, но лишь одним из ансамбля. За счет этого заполненность пространства снижается, появляется больше воздуха и звук приобретает свободу и место для движения в нем.

Сцена на AKM более плотная, обладает энергией, не только кинетической, но и энергией массы, стремящейся к критической, а на ESS сцена менее плотная, обладает меньшим весом составляющих ее образов, потому как в ней куда больше невесомого эфира.

В одних и тех же границах мы по-разному наполняем пространство и слышим эту разницу. Не плеер, а Янус. Янус Полуэктович Невструев (как думаете, нужно больше отсылок на творчество братьев Стругацких?).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эта, казалось бы, блаж A&K в виде двух выходов на разных ЦАПах и с независимыми усилительными трактами, оказалась на поверку очень интересным решением с практическим толком.

Видно, что корейцы не лукавили, говоря о том, что оба тракта оттюнингованы непосредственно под эти ЦАПы, ведь на выходе мы получили два действительно разных звука. Причем, разница достигнута не за счет смешивания тембральной палитры, а за счет работы с образами, акцентами, с эмоциями. За счет придания изящности, утонченности, воздушности или напористости и интимности. За счет манипуляции с чисто вкусовыми категориями. И хоть лично для себя я принял в качестве предпочтительного AKM-тракт, после длительного прослушивания ESS-выхода я счел его… цепляющим. По-своему цепляющим. Возможно, с другими наушниками в признал его “своим” еще быстрее, не исключаю этого, но Astell&Kern SE200 действительно удивляет, предлагая два ВЫСОКОКЛАССНЫХ и ОТЛИЧАЮЩИХСЯ варианта звучания, варианта подачи музыкального материала, которые явно проистекают из одной концепции, но отличаются лишь подходом к ее реализации.