Казалось, не так давно АК представили новую линейку портативных плееров. И едва ли не первой ласточкой ее обновления стала Ultima 2. Но все оказалось даже интереснее, чем предполагалось. И если изначальная последовательность линейки: Norma -> Futura -> Ultima, то дальнейшие обновления показали, что на самом деле каждое название являет собой линейку. И когда Ultima и Norma успели обзавестись вторым поколением, пришло время Astell&Kern futura SE200. Да-да, не успели мы оправиться от прежнего анонса, как снова затраты. Впрочем, то ли время идет быстро, то ли деньги накапливаются медленно – сверившись с датами, обнаружим, что предшественник в лице SE100 выпущен достаточно таки давно. А из релиза текущей модели становится известно, что в рамках этой линейки корейцы решили экспериментировать.

Предисловие

Не знаю, в чем заключались эксперименты первой модели (кроме, пожалуй, дизайна, и к нему мы еще вернемся), но, похоже, новинка решила отыграться “за себя и за того парня”. И локомотивом маркетинга выступила действительно новинка. Такого никто и никогда прежде не делал. Во всяком случае преднамеренно – может кто-то в силу своего раздолбайства на производстве смог таки стать первым, сам того не зная. Так вот, в плеере используется 2 разных ЦАПа. Но как в случае DX220 Max 2 превращается в 5, так и в Astell&Kern futura SE200 – 2 превращается в 3. Под капотом устройства установлена пара ES9068AS и один топовый AK4499EQ. Такой же, как в Ультиме. В свое время АК была компанией, задавшей моду на пару ЦАПов, и больше никто пока под капот плеера впихнуть не смог.

И пусть вас не смущает, что 4499 только один. Он 8-канальный, так что по идее хватило бы и себе, и “тому парню”. ТруЪ баланс достигнут даже на одном ЦАПе. А кроме того, не будем забывать, что кушать он ведь тоже хочет. Так же, как и двое его коллег из ESS. При чем реализована схема параллельно и в рамках каждой соблюден баланс. Таким образом на верхней грани устройства расположена не одна, а сразу две пары выходов. Один от правящей партии АК и пара от оппозиции в лице ESS. И это без ложной скромности новое слово.

Конечно, современные ЦАПы являются в большинстве своем многоканальными. 4, 8 и так далее. Т.е. как правило одного с головой хватает для того, чтобы реализовать баланс. И даже с запасом. Это и показывает герой сегодняшнего обзора. И можно было бы сказать, что наличие пары ESS в то же время демонстрирует противоположное,  маркетинговую необходимость установки пары ЦАПов, но в данном случае нет. Ибо ES9068AS всего лишь двухканальные.

Сторого говоря, идея реализованная в SE200, уже витала в воздухе. Мы уже видели реализацию пары выходов с разным звучанием. Когда-то был такой плеер iHiFi 770, где это было сделано. Да что уж, сейчас тоже во многих плеерах при наличии выходов 3.5 и баланса в лице 2.5 или 4.4 их звук как правило отличается между собой. Порой немного, порой ощутимо. Особенно, если 3.5 делается “на сдачу”. Почему так? Потому что сделать из баланса небаланс просто закоротив два плюсовых или минусовых контакта не получится, все сложнее. И это влияет на звук. Потому в более дорогих устройствах для баланса и небаланса ставятся разные схемы усиления. Запомните этот момент, мы к нему еще вернемся.

Кроме выходов, имеющих разный звук в одном устройстве, мы так же видели примеры, когда плеер имеет сменные модули усиления или вообще можно заменить всю звуковую часть. Среди наиболее свежих и успешных представителей – iBasso и Cayin. Так, у меня была целая коллекция модулей усиления к iBasso DX220. Сейчас чуть более скромную коллекцию звуковых плат можно собрать для Cayin N6-II.

Наверное, если покопаться в чертогах разума, можно даже припомнить случаи, когда внешне плеер тот же, но начинка, в частности ЦАПы внутри разные. Хотя как правило маркетинг не одобряет такой M&M’s и обычно модели таки отличаются названием. Среди наиболее свежих такую идею используют Hiby R3 и R3 pro. Поняв, что они нашли безупречный размер и эргономику, компания резонно использует то же шасси. Все это мы видели.

Но Astell&Kern SE200 – устройство другого толка. Не надо выбирать, на каком ЦАПе плеер покупать. Не нужно морочиться с заменой той или иной части, будем честны, пусть возможно и не только в домашних условиях, но в дороге делать это здравый человек вряд ли будет. В новинке менять ничего не нужно. Все как в обычном плеере, просто подключите наушники к тому выходу, к какому вам больше нравится. Все.

Таким образом в лице Astell&Kern futura SE200 имеем 2 плеера в одном. При чем с сохранением балансной схемы для каждого. В связи с этим у многих возникли вопросы – насколько эта идея выстрелит? Многие опасались, что по цене топа получим средненький по звуку плеер, и толку с возможности подключить наушники к АК-шному или Сабровскому выходу не будет. Ведь физику не обманешь, каждый из этих по сути двух плееров внутри хочет кушать и места для обвязки, и желательно не мешать друг другу. А портатив должен быть портативным.

Но инженеры Astell&Kern доказали, что не зря едят свои суши (а почему бы нет, Япония рядом). Так что спойлер – плеер не “так себе”.

А теперь о том, почему разные ЦАПы так же маркетинг, если говорить о сравнении звучания разных чипов в одном устройстве. Помните, я говорил о том, что в более дорогих устройствах для баланса и небаланса разрабатываются разные схемы усиления? Так вот в Astell&Kern SE200 они разные для разных ЦАПов. У AKM своя, у ESS своя. В теории усилитель должен просто усиливать сигнал, не привнося в него совсем ничего от себя. На практике же именно усилитель, а не ЦАП часто и задает основной характер звучания. Так что идея выходов разных ЦАПов конечно, интересна, и мы имеем действительно 2 плеера в одном, но сравнить звучание непосредственно ЦАПов не выйдет.

Упаковка и комплектация

Что ж, после длительного вступления приступим все-таки к самому обзору. Для начала, коробочка. Размер достаточно небольшой и даже компактный. Суперобложка черного цвета. Такую видели, наверное, все, кто знает, как упакована основная масса плееров АК. Внутри сама коробочка. Тоже черная. Открывается она абсолютно просто, как книжка. Без каких-либо подвывертов, дабы не испытывать нервы нетерпеливо достающего из коробки плеер аудиофила. Он, как и полагается, ждет хозяина на ложементе в самом верху сразу под крышкой. Речь, конечно же, про плеер, хотя и про аудиофила было бы забавно). И он тут практически на всю фронтальную поверхность коробки. А теперь еще забавнее. Ложемент сделан пластиковым, что немного неожиданно в эпоху вспененных более или менее жестких материалов.

В коробке традиционно нет ничего, кроме плеера, полиграфии и кабеля. Чехол – непозволительная роскошь. Впрочем, владельцы АК уже привыкли к такому гостеприимству и имеют контакты кожевных дел мастера или Dignis. Последние, к слову, сделали просто изумительный чехол для модели. Но деньги за него, разумеется, придется выложить дополнительно.

Должны быть у владельца АК и контакты человека, клеящего пленки. Возможно это выглядит чрезмерной бдительностью и в компании насколько уверенны, что стекло, которое они используют в плеерах (с олеофобным покрытием, между прочим!) настолько устойчиво к царапинам, что ему не страшен надвигающийся апокалипсис и безысходность бытия, но. Опыт эксплуатации показывает, что Gorilla Glass 5 и 6 (или какое там поколение сейчас актуально) в бытовых условиях отличаются только цифрами. И поцарапать экран не самого дешевого устройства будет как минимум неприятно.

Ладно. Традиционный выговор по пленкам закончили, можно идти дальше.

Дизайн и эргономика

Дальше у нас корпус. Он достаточно большого размера фронтально. Как хороший телефон с 5″ дисплеем. Не странно, учитывая что Astell&Kern futura SE200 – плеер с 5″ дисплеем. И о безрамочности, напомню, речи не идет. Хотя тут уже очень заметны подвижки в этом направлении. Например, раньше в плеерах АК ниже экрана под сенсорной кнопкой “домой” была застекленная часть. Тут ее нет и расположение экрана в равной мере удобное и практичное для плеера. Дисплей занимает заметно бо́льшую часть передней панели, нежели было ранее. Вместе с традиционно для АК хорошим качеством картинки это создает очень приятные впечатления от пользования. Поддерживаются они и стабильной ОС, но об этом даже упоминать не буду. Покупая АК, вы покупаете не только звук, но и юзабилити, и дизайн.

Кстати о дизайне. Он очень похож на таковой у первой Futura. Переднюю панель устройства занимает сенсорный экран. Задняя на вид напоминает стекло, но на самом деле она керамика черного цвета с полировкой. Она сразу же напомнила мне черное зеркало. Естественно, это все прекрасно собирает отпечатки пальцев, но если оттереть, то на фото выглядит прекрасно. Если пылинка не успеет упасть. AK заверяют, что этот материал спинки позволил сделать работу беспроводных модулей более эффективной. Не знаю, насколько это правда, но что касается дизайна – выглядит керамика премиально.

В духе новой Ультимы, верхний торец устройства так же не металлический, а под стать задней панели. Как все уже, наверное, знают, там расположена две пары выходов AKM и ESS. Для каждого предусмотрены и балансный 2.5, и небалансный 3.5 стандарты. Но если на фото в сети мы часто видим, что они отмечены соответственно оранжевым и бирюзовым, то это та же транспортировочная пленка. Под ней панель так же зеркально черная, только овал вокруг пары ESS глянцевый, а вокруг AKM матовый.

Нижний торец занят выходом USB-C и слотом для карты памяти. Как и у большинства плееров компании, из коробки там стоит пластиковая заглушечка с логотипом фирмы.

Как и у SE100, тут корпус сделан скошенным. Передняя панель как бы немного сдвинута влево относительно задней. Левая и правая сторона устройства имеют явный скос. Он-то и может мешать эргономике, ибо острые грани впиваются в руку. Не то чтобы очень сильно, но есть подозрение, что если бы в знаменитой сцене в библиотеке мистер Джон Уик прививал бы не любовь к литературе, а к музыке, и использовал с этой целью не книгу, а SE200, его старания были бы чуть более эффективны. Не насколько, как карандаш, но все же.

Astell&Kern futura SE200 для правшей оптимизировано лучше. Большой палец ложится на колесико регулировки громкости, а кнопки слепого управления можно нажимать средним или указательным, дотянувшись к ним на левом торце через спинку устройства. В левой руке плеер лежит немного хуже. Обратный финт левой не получится, скошенные грани менее удобны, а само колесико из-за скошенной грани имеет лучшую доступность с передней стороны, но не с задней. Способствует этому и волнообразный наплыв на той же правой стороне. Его силуэт отразился в деталях упаковки и на спинке упомянутого ранее чехла от Dignis. А форма напоминает мне изгиб ленты. В сущности, именно колесико и правая грань больше всего отличаются от SE100. Остальное – менее заметные детали. В общем, выглядит действительно стильно.

Изгиб изящно обрамляет колесико. Оно на этот раз цилиндрическое, с волнообразной насечкой. Подобно недавнему SA700, имеется подсветка с цветовой индикацией уровня громкости и битовой глубины. DSD – благородный фиолетовый, синий – 32 бит, зеленый – 24, и наконец, 16 – красный. Так что если вы не дай бог захотите слушать на столь дорогом плеере богомерзкие MP3, то красный цвет не покинет вас. Он будет терзать вас в ночных кошмарах, как карающие лазерные лучи из глаз Хоумлендера. Но скажите спасибо, что плеер в это время все-таки проигрывает запись, а не издает вот этот противный звук. Ну, вот этот. И даже вой сирены при этом не включается.

А для более благородных форматов предусмотрены, конечно, иные цвета. При чем что так же приятно – при регулировке громкости цвет подсветки меняется на синий, и он тем ярче, чем выше громкость. Меняются цвета так же не просто дискретно, а с симпатичным переходом. В общем, и тут все продумали.

Так что в итоге единственное небольшое замечание к эргономике. Ход колесика приятный, сопровождается приятными щелчками, то для управления воспроизведением проще разблокировать экран. Или не блокировать его, когда плеер в руке. Кнопки располагаются на правой стороне устройства, они рельефны, выделяются из корпуса, клики четкие. Само собой, ничего не люфтит и не тарахтит. Разве что в качестве блокировки/разблокировки я почему-то все время пытался нажать на колесико. Но то ли нажимал я недостаточно правильно, то ли недостаточно сильно, но нажимать с этой целью на кнопку на правой стороне заметно более результативно.

Звук

Ну и, наконец, о звуке Astell&Kern futura SE200. Описание будет приводиться для выхода AKM и он же выступит референсом для описания звука выхода ESS. Для чистоты эксперимента сравниваем баланс с балансом, небаланс с небалансом. Для начала отмечу, что разница между балансом и небалансом в рамках одного ЦАПа есть, но она столь незначительна, что в дальнейшем ею можно пренебречь.

Выход AKM

Общая подача достаточно целостная, плотная, напористая, весомая и массивная. С сохранением здравого смысла, разумеется. Будучи чуть серединистым, плеер не стремится преподать звучанию жира, но эмоции немного форсирует. В итоге звучание достаточно вовлекающее и музыкальное. Но при этом уход в эмоции не такой сильный и подача буквально немного отклоняется от ровной и нейтральной.

Нижние чатоты

НЧ детальные, глубокие и с хорошим контролем. Имеется выраженный рельеф, удары панчевые и весомые. Ритм-секция заметна, она строит прочный фундамент композиции и реализует определенную долю дополнительных эмоций. Подача имеет небольшой уклон в теплоту, что тоже способствует вовлекаемости. В итоге звучание текстурное, выразительное и музыкальное. Присутствие самого низа добавляет ударам должной весомости, но в общей подаче это не делает их неестественными. А неплохой контроль диапазона в сумме с хорошей плотностью и очерченостью позволяет хорошо справляться с самыми насыщенными партиями.

Без преувеличения, гениальный Элис Купер больше всего привлекает внимание записи, но именно партия ударных строит прочную основу, создавая не просто поддержку, а огневую мощь записи. И тут подача АКM приходится как нельзя кстати.

Средние частоты

СЧ так же приготовлены со ставкой на эмоции. Нет, с детальностью тоже, разумеется, все отлично, плеер очень внимателен к записи и передает ее нюансы подробно и точно. И все же именно эмоции тут правят бал. Во-первых, есть небольшое превалирование плотности, дающее звучанию больше напора и драйва. Во-вторых, чуть тепловатый оттенок. Опять же плюс в копилку вовлекаемости. Человеки такое любят.

Полагаю, все эти имена давно и прочно известны ценителям жанра. Впрочим, не только. Без преувеличения, одна из величайших вокалисток современности, которая может задать жару кому угодно. И тут легкое форсирование эмоций только подчеркивает вокал и гитару, не делая, тем не менее, запись излишне прямолинейной.

Ну и фирменная манера АК в передаче диапазона. Вот это маслянисто-плавное перекатывающееся из ноты в ноту звучание конечно, делает свое дело. Текстурность, реалистичность, все как полагается. И порой пусть даже как в фильмах с прекрасной графикой (есть такой малоизвестный режиссер, Кристофер Ноллан, знаете ли…) умом понимая, что так не может быть, все равно веришь.

Верхние частоты

Ну и ВЧ. Они немного опущены относительно середины и позволяют с одной стороны не сильно отвлекаться от основной задумки композиции, но с другой – они не прибиты и не приглажены не то что сильно, а почти совсем. Есть легкое смещение в целостность и телесность, но оно ничуть не мешает стремительности атак и очерченности инструментов, когда того требует запись. Затухания, само собой, тоже на должном уровне. Изящные, протяжные – порой немного недостаточно, но укороченными они точно не являются.

Полагаю, я уже приводил этот трек, но так уж получается, что он у меня в списке тестовых. Благодаря насыщенной ВЧ секции справиться с ним хорошого могут далеко не все. Но в данном случае чуть приглаживая верха и добавляя больше экспрессии и тела в вокал получаем более напористую и мощную подачу. А вообще, очень рекомендую этот потрясающий концерт. Вот к примеру, еще одно прекрасное выступление оттуда же. Записано все достаточно широко и масштабно, и толика эмоций от выхода АКM сказывается на партии крайне благоприятно.

Сцена

Сцена имеет небольшую склонность к интимности. В том плане, что она строится (конечно же) вокруг солиста и отводит основное внимание ему. Так что фронтмены обретают +1 к харизме и +2 к убедительности. Ширина сцены больше среднего, но не доходит до максимальных размеров. Как, впрочем, и глубина. Хотя последняя в общем звучании обращает на себя чуть больше внимания. Само собой, с позиционированием инструментов и разделением планов проблем нет. В звучании достаточно воздуха между инструментами, но их образы чуть крупноваты. Все, как и ожидаешь от эмоционального, но все еще достаточно честного звука.

Выход ES9068

Первое, на что обращаешь внимание – подтягиваются края диапазона, СЧ становится немного меньше, звучание менее теплое и чуть суше. Если АКM – скорее напор и эмоции, то тут – мониторность и аналитичность с более широкой и масштабной подачей.

Низкие частоты

НЧ примерно насколько же глубокие, но без добавочного веса. Они целостны, и все же достаточно подробны и техничны. Их рельеф чуть сдержан, но подача не получается плоской, звучание по-прежнему выразительное и не страдает от безэмоциональности. Кроме того, из-за более ровной подачи самый низ заметен чуть больше. За счет этого удары хоть чуть менее рельефны, пожалуй, даже чуть более массивны. Если того требует запись, естественно.

Вот, скажем, пример крайне техничного ударника. И тут не надо вообще ничего акцентировать и добавлять. Мониторная передача диапазона позволяет справляться с крайне насыщенной композицией если не идеально, то очень близко к этому. И да, есть еще конечно Atomic Clock и Tomas Haake, но у меня есть сомнения, что они вообще люди. Особенно что касается последнего. Вообще есть основания утверждать, что альбом Meshuggah так долго пишется потому что пандемия и из космоса доставить на землю ничего не могут, везде карантин.

Средние частоты

СЧ так же более сдержанны. Они не столь напористы, а общая подача так же целостна, как и на АКM. Но из-за того, что подача более сдержанна, в ней немного более заметны мелкие детали. При этом общее звучание не нарушается и музыкальность не утрачивается. Просто фокус едва заметно смещается в нейтральность и мониторность.

Чей еще голос имеет сколько гипнотичности, атмосферности и проникновенности? Может показаться, что тут бы больше зашел чуть напористый выход АКM, но нет. Мэрлин, да еще и в акустике. Он знает, что делает. Без сомнений и компромиссов.

Верхние частоты

ВЧ прежде всего чуть больше. Подача сохраняет целостность и наполненность, телесность партий. Детальность тоже на уровне, от внимания не ускользает ни один нюанс, но сохраняется хороший баланс микро- и макродетальности. Что, впрочем, применимо и к остальным частотам. Атаки столь же быстрые и стремительные, затухания изящны, и даже чуть более, чем на выходе АKM.

Вот, например, прекрасная иллюстрация того, как более нейтральная подача немного более полномасштабно раскрывает композицию. В ней и так предостаточно эмоций, и тут к выходу ESS вопросов нет, но что в части деталей и нюансов он даже чуть достовернее. Особенно в области ВЧ и сцены.

Сцена

Сцена – достаточно интересный момент. Она с одной стороны шире, с другой – обращает на себя внимание ее иное строение. Проведем аналогию, знакомую многим, кто был на концертах и видел, как светом софитов выделяют того или иного исполнителя. Так вот, в АКM все завязано вокруг солиста и порой это софит, который многоразово изменяет фокус, выделяя фронтмена коллектива, даже если он таким не является, но и делая звучание таким образом более эффектным. Вот вокальная партия. А теперь соло гитариста. Посмотрите как старается басист! А про ударника не забыли, вон он как вколачивает. Нет, забудьте, опять поет вокалист. Конечно, это упрощенное и сильно обобщенное сравнение, но примерно суть передает. Как только партия инструмента выходит на первый план, все внимание переключается на нее. Это создает чуть подчеркнутое разделение планов. При этом сохраняя, конечно, позиционирование инструментов. И все же композиция как бы раскрывается постепенно.

Еще раз подчеркну, что речь не идет о заметном упрощении заднего плана, пока партия инструмента не выходит на передний план. Плеер такого уровня не может себе этого позволить. Но примерно такую ассоциацию вызывает эмоциональное, эффектное и напористое звучание в плане строения сцены на выходе АКM.

ESS же как бы сразу раскрывает карты, делая звучание скорее классическим. Вот вокалист, вот ударник, вот гитарист, а вот старающийся басист. И все они одинаково важны, сцена освещена равномерно и видно каждого. Вокалиста не перестают подсвечивать, когда он перестает петь. А вооон там на заднем плане человека с треугольником тоже видно хорошо. Ну это тоже если очень схематично и упрощенно. Иными словами, если на AKM все от центра и вокруг центра, то в ESS композиция такого центра, пожалуй, лишена. Разумеется, это никоим отрицательным образом не отражается на разделении и проработке планов. Более того, развитие отдельной партии инструментов, пожалуй, даже чуть более логично и заметно больше.

Итоги

А теперь итоги по Astell&Kern futura SE200. Прежде всего хочу отметить, что ни более нейтральный ESS ни более эмоциональный AKM не представляют собой кардинально разный звук. Нет, но достаточно схож и общих черт в нем заметно больше, чем отличий. Да и отличия эти больше вкусовые, нежели качественные, и заключаются в немного разном фокусе подачи. Условно говоря, это напоминает луч фонаря, который немного регулируется. Его можно чуть сфокусировать и получить более напористое и даже условно серединистое (в сравнении с ESS) эмоциональное и эффектное звучание. А можно расширить фокус и получить звук ESS, который более мониторный, равномерный, сдержанный. А если выбрать референсом АКM, то даже едва-едва v-образный, но при этом более отстраненный и немного суше.

Все эти изменения очень незначительны, и если вернуться к идее сравнить звучание разных ЦАПов, то плеер, как и слепой тест между разными устройствами, показывает, что на самом деле правильно реализованные ЦАПы звучат по сути своей одинаково, обладая лишь небольшими и часто очень незначительными отличиями. Они не будут заметны, если использовать наушники с выраженной собственной подачей. Но в случае более нейтральных наушников получаем прекрасный вариант плеера, позволяющий чуть подкорректировать звучание в зависимости от записи и в соответствии с собственными вкусами.

Многие мои знакомые отмечали прекрасную синергию выхода АКM с иемами и выхода ESS с полноразмерами. Могу только подтвердить это на своем опыте.

Хотя, на мой взгляд, имеет место не только бо́льшая сыгранность выхода ESS с полноразмерами. Даже используя исключительно внутриканалки в зависимости от их собственного почерка и моего настроения больше нравился тот или иной выход. К примеру, Dita Dream достаточно прозрачна и нейтральна. И в большинстве случаев легкое форсирование эмоций АК делало именно такую связку идеальной. CA Solaris SE, в свою очередь, имеют более вкусовую подачу. И с ними ширина сцены и безпристрастный контроль с выхода ESS лично для меня оказался более подходящим.

Так что компании удалось угодить и тем немногим, кто предпочитает более ровное звучание, и большинству, которое требует более эмоциональной подачи.

Браво, Astell&Kern!