Проведем сравнительный обзор самых зарекомендованных полноразмерных мониторов AKG K371, Centrance Cerene, Beyerdynamic DT 770, Audio-technica M50x.

Вступление

Разные сценарии использования предполагают разные наушники. Так, на концертах редко увидишь исполнителей в полноразмерах – разве что это джазовый концерт, ну или музыканты ретрограды. Чаще полноразмерные «мониторы» – удел студий. Полагаю, оттуда же стереотип о высшести звучания студийных мониторных наушников над всеми остальными. Собственно, потому же, почему звукорежиссер или любой музыкант (особенно с классическим образованием) априори считает свой слух заметно более утонченным и изысканым, чем таковой у всех остальных людей в мире, включительно с аудиофилами.

Конечно, есть еще и нотка пренебрежительности по отношению к иэмам со стороны полноразмерщиков – там, значится, сцена не настоящая, нет того масштаба и вообще звук неправильный. Что ж, мне жаль столь ограниченых людей, но мотивы остальной части критикующих ясны, ведь они пытаются избавиться от чувства недостойных, ведь не так давно ровно то же говорили приверженцы большого звука в отношении любых наушников вообще. Да-да, та же ненастоящая сцена, неправильный бас и вообще ущербный звук. А значится, компромисс все это, и не стоит относиться к нему серьезно.

Но так ли компромисс? Даже среди винтажных наушников попадаются как минимум очень конкурентноспособные решения – и по сегодняшним меркам. А учитывая, как ракеты Илона Степаныча бороздят просторы Вселенной, и в маленьком аудиомире тоже появилось немало технологий, позволяющих добиться заметно лучшего звучания. Да-да, можно и дальше слушать Modern Talking на старых советских (а кому повезло – то может даже немецких) колонках и бежать за музыкой поскорее домой, но столь же давно можно носить любимую музыку с собой. Конечно, железный занавес и партийная диктатура неслабо заморозили прогресс технологий, но, к счастью, остановить его не смогли. И пусть для современного человека прохожий в полноразмерах часто похож в лучшем случае на хиппи из 70ых, не перевелись приверженцы такого форм-фактора. И мотивы у них точно те же. Студийные наушники звучат лучше, а иэмы от лукавого, ведь звука у них внутри точно нет.

И, если уж говорить о полноразмерх, наверное, сложно найти более распространенную студийную модель, нежели Audio-Technica ATH-M50х. Чесное слово, ее я замечал и на радио, и в студиях при записи, и на живых студийных выступлениях, и даже на джазовых концертах. Модель уже не нова и успевшая стать культовой. И что, нет ничего нового со сравнимым качеством звука? Да почему же. Yamaha YH3, Fostex T20, Амфитон ТДС15, в конце концов.

А если серьезно, то приведенные модели, конечно, хороши, но как минимум не новые, так что сегодня не о них. Сегодня как раз об упомянутых уже не новых (разве что немного обновленных)  «аудиотехах». И не только.

Конкуренцию им составят не менее интересные модели. Beyerdynamic DT770 pro, AKG K371 и недавно выпущеные Centrance Cerene dB. Каждая из них интересна по-своему. Чем же именно? Попробуем разобраться.

Эргономика и комплектация

Начнем с того, что наушники упакованы в коробки. Я не буду останавливаться на них подробно, коробки как коробки. Их функция – защита наушников, и с ней они справляются. Второстепенная функция – перечисление характеристик.

Audio-technica M50x декларируют 45мм драйвер, 38 Ом импеданса и 99 дБ чувствительности и от 15 до 28000 Гц. И три сменных кабеля разной длинны.

Beyerdynamic DT770 pro умалчивают о размере драйвера, 80 Ом импеданса, 96 дБ и от 5 до 35000 Гц. Да, я ржал вголос. Зато у них есть модификации с 250 и 32-омными драйверами, соответственно сценариям использования. Версия на 32 Ом, это уже более портативный вариант, вид как у упомянутых хиппи или их современника чебурашки, а так же другие амбушюры, более удобный и короткий кабель, а у 250 Ом кабель длинный и витой.

AKG K371 понтуются с 50мм драйвером, 32 Ом импеданса и чувствительность в целых 114 дБ. И тоже 3 сменных кабеля разной длинны.

Centrance Cerene dB не декларируют ничего, кроме эко-френдли упаковки, которая ничем не отличается от таковой у всех остальных – разве что заметно более скромной полиграфией. А так – наушники, как и аудиотехи, поставляются с пакетиком на каждой чашке и кучей пластика, так что эко-френдли тут только название. Характеристики пришлось гуглить, ибо даже буклетика с ними не нашлось.

А хочется же выявить фаворита соревнований. 40 Ом импеданса и 96 дБ чувствительности. Т.е. лидируют AKG K371 как наиболее легкие в раскачке.

По материалам и исполнению лично мне больше всего понравились так же AKG K371. Очень мягкие комфортные амбушюры, столь же мягкое оголовье (софт-тач пластик, что все же немного неприятно ощущается на голове). Интересная складывающаяся конструкция со свинчивающимися вовнутрь чашками. Кроме того, наушники самые легкие. И в плане раскачки, и в плане веса. Вместе с тем, стоковый мешочек тоже тканевый, с логотипом производителя и смотрится заметно выгоднее таковой поголовной шкуры более или менее молодого дерматина у всех остальных.

Баердинамики тоже интересны. Сменное оголовье, сменные охватывающие (единственные из 4 полностью охватывающие) велюровые амбушюры, надежный пластик. Огорчает только несменный достаточно длинный кабель, что при портативном использовании минус, но при студийном – вполне себе плюс. Разумеется, на студийное использование намекают все 4 модели, щеголяя навинченным из коробки переходником на 6.3.

Сентранс и аудиотехника паритетны в плане удобства. У последних чуть мягче амбушюры, но Сентранс чуть лучше выглядят. Правда, сменного кабеля у них нет и чашки в коромыслах вертятся сами по себе, у М50 они двигаются с некоторым небольшим усилием. В остальном же абсолютно аналогичная конструкция. Удобная, складывающаяся как угодно и позволяющая носить наушники на шее в состоянии ожидания или же вывернуть одно ухо в сторону дабы ответить на случайно замеченный телефонный звонок.

Но это все, конечно, не главное.

А главное – звук

Audio-technica M50x

внешний вид Audio-technica M50x.

Для начала пройдемся по звучанию «аудиотехов». Полагаю, оно знакомо многим, потому дальше я буду использовать его в качестве референса и сравнивать остальные модели именно с ним, если иное не указано особо. Итак , мы имеем достаточно хорошо приготовленную v-шку. Акцентированные НЧ и ВЧ вместе с неплохой детальностью создают эффектное и выразительное эмоциональное звучание.

НЧ обладают выраженным акцентом, что отражается на детальности диапазона, но сохраняют неплохой контроль и панч. Удары достаточно рельефны и массивны. Таким образом инструменты звучат выразительно и полнотело. Конечно, есть проблемы с разнообразностью, а местами и скоростью ударов, но для данного ценового диапазона все достаточно хорошо.

СЧ иногда отходят на второй план в общей подаче, хотя и остаются читаемыми, детальными и очерченными. Наушники пытаются отыграть максимум доступной им информации, и делают это достаточно неплохо. В минусах целостность звучания и наполненность диапазона. При всем богатстве звуков они получаются достаточно легковесными. Так же местами могут заботить сибилянты, но не сказать, что их вытаскивают вперед преднамеренно, просто зона презенса не опущена, традиционно для многих наушников. Так же из минусов – присутствует небольшой пик, порой неприятно прорезающий по ушам, а чаще создающий некоторый металлический оттенок в звучании.

ВЧ достаточно детальные и быстрые, акцент создает им дополнительную выразительность, искристость и эффектность, обеспечивая хорошее разделение инструментов. Атаки отыгрываются с должной скоростью, затухания упрощены, но для своей цены – неплохо.

Сцена примерно средняя по ширине и глубине. Ее границы ощутимы и создают некий дискомфорт, но для закрытых наушников это предсказуемо.

А теперь, конечно же, Centrance Cerene dB

внешний вид centrance cerene

Чуть более слитное, более ровное звучание и, как следствие, отсутствие неприятных пиков, общая музыкальность с хорошей наполненностью инструментов по всему диапазону. Чуть лучше очерченность на НЧ и заметно лучше контроль диапазона. Менее акцентированные ВЧ и в целом более ровная, хотя все еще эмоциональная и немного v-образная подача.

НЧ – сразу привлекает внимание, что их меньше, они очерченнее, за счет чего улучшается передача текстур инструментов. Лучше контроль и скорость. Таким образом наушники универсальнее касаемо тяжелых жанров.

СЧ отличаются немного большей детальностью с одной стороны и чуть более макродинамичной подачей. Звучание получается более телесным, убедительным, но и более рельефным.

ВЧ отличаются меньшим акцентом, они лучше контроллируются и более наполненые, реалистичные и гладкие. Таким образом получается более достоверное и сбалансированное звучание.

Сцена средних размеров, но больше таковой у М50 по обеим направлениям. Лучше так же и разделение, проработка и взаимодействие планов.

AKG K371

внешний вид AKG K371

Предлагают так же вкусовое звучание, но v-образная ачх не столь выражена, как у M50x и примерно такая же, как у Centrance Cerene.

НЧ обладают хорошей протяжностью и меньше теряют от наличия акцента на мидбасе из-за чуть лучшего контроля. В целом по этому диапазону у наушников примерно паритет с Серенами, с той лишь разницей, что акцент чуть смещен в микродетальность относительно Серенов и примерно такой же по балансу, как у М50x, но с лучшей проработкой нюансов, контролем и очерченностью.

СЧ так же примерно паритетны с Centrance Cerene по качеству, но по манере ближе к М50x. Хорошая детальность, передача эмоций и тембров.

ВЧ без откровений и попыток демонстрации неимоверной детальности, без сверхочерченности – но как следствие, без чрезмерной резкости, чуть комфортны, с хорошей передачей основных нюансов записи. Достаточно быстрая атака с должной наполненностью и очерченностью, столь же хорошие затухания. Да, не эталонные, но весьма хорошие в сравнении с конкурентами.

Сцена примерно средняя, но чуть шире двух предыдущих участников сравнения.

Beyerdynamic DT 770 pro

Еще одна легенда, конечно, звучащая заметно лучше из-за индекса pro в названии, успевшая заслужить немалую славу в качестве студийных наушников. За без малого 40 лет не странно, что модель мелькала и на радио, и вообще где угодно. Было бы странно противное, и оно бы свидетельствовало о провальном качестве продукта.

внешний вид Beyerdynamic DT 770

Ну ладно в 80ые, тогда альтернатив для студий особо не было (хорошо, что этого не читают те, кто работал в студиях в тогда, а то сейчас рассказали бы мне и про упомянутую ранее Ямаху, и про Фостексы, и про Амфитоны). А еще, говорят, наушники собираются вручную на заводах в Германии. Тут я ржал вголос во второй раз. Нет, я бы поверил, если бы речь шла о топовых моделях за много денег, но для бюджетной – уверен, это не более чем маркетинг. Впрочем, не столь важно. Я прагматик, мне важен звук.

Думаю, он так же знаком многим, но не лишним будет и напомнить. Ну или рассказать, если кто не знает. Итак, имеем сбалансированное детальное и целостное звучание, которое действительно хочется назвать мониторным в плане достаточно ровной АЧХ и отсутствия каких-либо явных акцентов, перетягивающих на себя внимание в общей композиции.

НЧ обладают достаточно хорошей протяжностью, они имеют неплохой контроль и очерченность. Наушники, как я уже упоминал, не склонны что-либо умышленно акцентировать, так что вы услышите запись такой, как она есть. Если ударные быстрые и детальные – наушники так их и передают. Конечно, в плане вариативности и передачи тембров инструментов у меня есть вопросы, но среди конкурентов наушники максимально достоверны за счет хорошей детальности и отсутствия явного акцента.

СЧ ровные, целостные и нейтральные. Они не имеют какого-либо окраса или пиков, но и не обладают чрезмерным смягчением. Таким образом звучание передается достоверно, с одинаково убедительным мужским и женским вокалом, наполненным и выразительным звучанием гитар и прочих прекрасных инструментов диапазона. Детальность выше, чем у каждого из участников батла, но из неприятного – на вокале часто присутствует легкая мутноватость, слышимая как пелена, мешающая контрастному свободному звучанию.

ВЧ обладают лучшей из четверки, но по-прежнему не рекордной протяжностью, они достаточно детальны (тут 770 тоже лидеры), что позволяет хорошо справляться с атаками и не терять очертания инструментов в общем звучании. Хорошая наполненность так же в активе «прошек», они лишены чрезмерной так раздражающей многих резкости. Кроме того, это единственные наушники, уделяющие хоть немного внимания второму плану, а не бессовестно упуская его за проработкой первого.

Сцена максимальна среди участников по ширине и примерно на уровне М50x по глубине, уступая Centrance Cerene и AKG K371.

Итак, субъективные итоги и раздача мест:

сравнение AKG K371, Centrance Cerene, Beyerdynamic DT 770, Audio-technica M50x.

1. Beyerdynamic DT770 pro

Качественно лучшие, но вследствии достаточно ровного звучания некоторым может не хватить весомости НЧ и общее звучание покажется излишне пресным и лишенным музыкальности.

2. AKG K371

На мой взгляд, лучшие по сочетанию общих характеристик, если нужны наушники с заявкой на портативность. Самые легкие по раскачке и по весу, одни из самых удобных и самые компактные.

3. Centrance Cerene dB

Победитель в номинации “что купить, если аудиотехи пилят”. Более сдержанная частотка, слитная и музыкальная подача, удобство и надежность.

4. Audio-Technica M50x

Уже успевшие стать культовыми, узнаваемые и распространенные, великие и ужасные. И все же, для поддержки статуса стояло бы сделать что-то большее, нежели просто добавить возможность смены кабеля. Технологии не стоят на месте и конкурентов с каждым днем больше. И только сменного кабеля в трех вариантах длинны для конкуренции может оказаться недостаточно.