ВСТУПЛЕНИЕ

Полагаю, читатель думает, что обзор различного хай-энда это совершенной особенный процесс. Не такой, как написание дежурного текста про “топ за свои деньги”. Или амбициозную новинку, призванную низвергнуть признанного авторитета. Что к обзору топа подходишь, надев лучший костюм, побрившись, надушившись любимым одеколоном и тщательно уложив непослушные патлы. Я и сам так думал. Что прикосновение к высокому требует какого-то ритуала, создает ореол таинства и волшебства. Нифига. Допустим, перед тобой наушники с шестизначным ценником. Ты отслушаешь на них те же самые тестовые треки. Ты проведешь плюс-минус столько же времени, прежде чем закончишь работу над рассказом. Другое дело, что требовать с них ты будешь больше. А сравнивать – с очень узкой когортой устройств. И попытаешься предельно унять зуд личных предпочтений и собственный субъективизм. В случае с 64 Audio Tia Fourte на непреложную истину не претендую. Но постараюсь, как на духу, выложить все впечатления и суждения.

Признаюсь, знакомства с топом 64 Audio ждал еще с момента знакомства с продукцией бренда в принципе. Когда знакомил и вас с тремя моделями – N8, A6t и U12t. Слегка неоднозначное впечатление на меня произвела старшая из трех моделей, потому сильно вырос интерес к топу. Хотелось узнать, как все наработки компании смогли реализовать в том сегменте, где по сути единственное ограничение – компактный размер корпуса. Где можно пуститься во все тяжкие и с лихвой окупить это ценником получившейся в итоге модели. Tia Fourte это как раз тот случай. Ее немалый прайс – компенсация за время и ресурсы, потраченные как на разработку фирменных технологических решений 64 Audio, так и на самих Tia Fourte. 

Согласитесь, четыре излучателя в сегменте 3+ тысячи долларов – это дерзко. Почти по тысяче за драйвер, бюджетненько выходит, не правда ли? Тут только могут поспорить с 64 Audio их братья (буквально – братья) из Fir Audio с великолепными M5. Но там и цена пониже, и драйверов пять, да еще и трех разных типов. Еще ребята из HUM умеют делать звук всего парой-тройкой  драйверов, прося за это немалый прайс. Но там другой сегмент, поэтому пример не релевантен. 

Что за зверь такой Tia Fourte и где он обитает, что он дает слушателю, нам сегодня и предстоит разобраться. Злободневный вопрос обзора любого топа “Стоит ли модель ХХХ своих денег” вынесу за скобки. Ответ на него зависит далеко не последнюю очередь от относительной предельной полезности денег лично для вас. 

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ 64 AUDIO TIA FOURTE

Топовость Tia Fourte ощущаешь уже на стадии распаковки. Высвободив коробку из объятий гофрокартона и “пупырки”, пред очами предстает коробка, естеством своим напоминающая оную у U12t.

Это такой же почти квадратный кейс, “одетый” в черную рубашку. От “чернорубашечников” Муссолини Tia Fourte отличает наличие яркого акцента в виде изображения самих наушников. Также упаковка нам недвусмысленно намекает на географическое происхождение модели и ее универсальный форм-фактор.

Сам же кейс радикально черный, на нем выделяется лишь еще более черное (на самом деле это просто глянец) тиснение логотипа компании и девиз на торце “Hear everything”. Формат коробки очень удобный. Если вы устали от решения вечной дилеммы “куда деть коробки из-под аудио-стафа”, то оцените возможность поставить коробку от Tia Fourte аккурат на книжную полку между сборником рассказов Чехова и Салтыкова-Щедрина.

Под крышкой чинно и величественно покоятся на своих местах кейс, набор из шести пар насадок (поровну силиконовых и пенок) и сами наушники с кабелем. На обратной стороне крышки находится трогательное послание от основателя 64 Audio Виталия Белоножко. Документация, как и прежде, где-то рядом. 

Как правило, я делаю подраздел про кабель. Но не в этом случае. Пожалуй, это самый непримечательный кабель среди топ-сегмента. Главное его достоинство – удобство. Он мягкий, не путается, имеет максимально компактную фурнитуру. В нем все буквально кричит профессионализмом. Не спорю, артист будет рад такому вот проводнику, который можно удобно спрятать под одеждой. Или у этого показательного минимализма есть другие корни – только такой кабель поместился в “кабельный трюм” и намотался на кнехт в кейсе.

Если без шуток, то кабель представляет собой плотное плетение четырех проводников из посеребренной меди. Комплектуется 3,5мм джеком и имеет 2-pin коннектора. Заушины с эффектом памяти, что сейчас встречается все реже. Сплиттер из все той же термоусадки и в качестве ползунка-регулятора кусочек ПВХ-трубки. Глядя на кабель, вспоминаются истоки 64 Audio, когда Виталий Белоножко делал свои первые наушники в гараже. Чувство, будто кабель был сделан из подручных материалов. Но качественно, кроме шуток. Другое дело, что подбор кабеля, очевидно, станет  вашим основным квестом после приобретения Tia Fourte.

“А как же сменные модули APEX?” – спросите вы. Производитель снабдил Tia Fourte  этой технологией, однако, реализовал ее в другом виде. Модуль APEX тут встроенный, идентичный модулю M20. Но об этом дальше.

ДИЗАЙН 64 AUDIO TIA FOURTE

Tia Fourte имеют стандартную для “универсалов” 64 Audio форму корпуса. Если что-то работает, не трогай это. Разработчики 64 Audio неуклонно придерживаются этого постулата. И в принципе они правы. Корпуса, хоть и заметно крупнее среднего, имеют неплохую посадку, слегка выделяются на фоне ушной раковины, но с самой посадкой проблем не имеют. Однако, я добавлю козявок в кашу, сказав, что гладкий, как кожа младенца, звуковод не способствует надежной фиксации насадки. Мои Spiral Dot++ практически не сползали при извлечении наушника. Но Final Audio и Sony Hybrid норовили то и дело соскочить. Кстати, вру. На носике есть выступ. Но почему-то он находится.. почти на самом корпусе наушника. То есть аж никак не влияет на фиксацию насадки. Спорное решение, имейте в виду. 

Корпуса Tia Fourte выполнены из алюминия. Основная часть – черная, передняя – анодированная, цвет выбран в гамму декоративной вставки. То есть ржаво-оранжевый. Сама же декоративная вставка представляет собой пластину из окисленной меди. То есть каждый наушник уникален, как была уникальна ржавчина на порогах вашей первой машины. Интересное решение. Разумеется, пластина стабилизируется для приостановки процесса окисления. А то пришлось бы протирать наушники WD-40 и постоянно бороться с ржавчиной. Не наушники – а сплошные Жигули. По цене – так уж точно.

Правый наушник украшен логотипом 64 Audio. Левый – логотипом tia. Привычное решение для моделей, в которых реализована эта технология. 

На нижнем торце (если так можно сказать) находится встроенный порт модуля APEX. Он крайне напоминает аналогичное решение от Fir Audio, именуемое Atom Vent System. Но Tia Fourte не лишены и обычного компенсационного отверстия. Оно находится на внутренней стороне корпуса. 

ТЕХНОЛОГИИ 64 AUDIO TIA FOURTE

Tia Fourte – это одна из моделей, недоступных для заказа в кастомном корпусе. Что как бы самым красноречивым образом относит ее к аудиофильской линейке, а не к профессиональной. Все же труженикам гитары, палочек и микрофона нужна фиксация и звукоизоляция кастомных мониторов. 

У такого решения есть одна причина. Или три. Поди тут разберись. Конкретно – технология tia, которая в Tia Fourte нашла проявления во всех трех своих ипостасях: в драйвере tia, в бескамерном дизайне и акустической камере tia. И пусть второе и третье не сбивают вас с толку. 

ТЕХНОЛОГИЯ TIA: КАМЕРЫ И ДРАЙВЕР

Напомню, что собой представляет драйвер tia. Если вы в этом деле давно, то знаете, как устроен арматурный излучатель. Или, как правильно говорить, излучатель со сбалансированным якорем. И море тут не при чем.  В его основе лежит движение мембраны, которое осуществляется посредством колебаний сбалансированного якоря. Он традиционно имеет форму закрытой коробочки, где звуковые волны, извлекаемые движениями мембраны, выводятся через систему трубок в специальное отверстие звуковода. Миниатюрный наушник внутри наушника. 

Драйвер tia – это открытый арматурный излучатель, в котором отсутствует крышка и, как следствие, система трубок и звуковод, а также какая бы то ни было фильтрация. То есть в нем звук производится мембраной непосредственно наружу. Это решает проблему резонанса и необходимости фильтрации. Достигается открытое, точное и насыщенное звучание. В уже упомянутой модели U12t из дюжины излучателей только один был tia. У Tia Fourte таких на четыре приходится… два. Половина, если меня не подводят расчеты. 

Кроме отвечающего за низкие частоты 10-миллиметрового излучателя, в Tia Fourte установлены еще три “арматуры”. Две tia – на средних и верхних частотах – и одна обычная, закрытая и с “носиком”, отвечающая за область верхних средних частот.

Как правило, ВЧ-tia драйвер устанавливается непосредственно в звуковод наушника. То куда же установлен СЧ-tia драйвер? А вот для этого и нужна акустическая камера tia. Чтобы установить внутрь нее СЧ-излучатель. Он расположен аккурат над динамиком под разъемами 2-pin. Уже внутри общей камеры, по сути в корпусе наушника, оканчивающейся звуководом (принцип single-bore или direct bore у братских Fir Audio), происходит “смешивание” звуков. Достаточно нетривиальная задача – обеспечить когерентность и фазовую согласованность излучателей. Управляет работой излучателей 4-полосный пассивный кроссовер.

ТЕХНОЛОГИЯ APEX

По своему принципу APEX представляет собой клапан, сбрасывающий лишний воздух за пределы корпуса наушников. Его работа позволяет добиться ряда преимущества. Во-первых, снизить утомляемость при длительном прослушивании записей или студийном мониторинге. Во-вторых, снижает негативное воздействие прослушивания на высоком уровне громкости. Например, при работе на сцене. 

Кроме того, APEX работает и на благо ЗВУКА.  За счет более свободного движения воздуха обеспечивается впечатляющая ширина сцены и лучшее разделение инструментов. Сброс избыточного давления помогает избежать дополнительного демпфирования динамического излучателя, что положительно сказывается как на плавности его возвратно-поступательных движений, так и на естественности звучания в целом.

В других моделях 64 Audio технология APEX была реализована в формате сменных модулей. Заменой этих “гильз” можно было регулировать степень вентилируемости и открытости наушников. M15 обеспечивает звукоизоляцию на уровне до минус 15 дБ, M20 – соответственно, до минус 20 дБ. Разное влияние на движение воздуха сказывается и на восприятии сцены. Так, M15 дает едва заметно, но чуть более широкую панораму. 

В Tia Fourte APEX получил встроенную реализацию. Порт находится в нижней части корпуса наушников. Звукоизоляция соответствует модулю M20. С учетом ширины сцены Tia Fourte едва ли можно упрекнуть разработчиков в краже у слушателя даже сантиметра воображаемого пространства. 

В остальном ТТХ говорят о легкости раскачки наушников. При импедансе в 10 Ом они имеют чувствительность на уровне 114 дБ на 1 мВт, а эффективный диапазон составляет от 5 Гц до 22 кГц. Не заоблачно, зато правдоподобно. И более, чем достаточно.

ЗВУК 64 AUDIO TIA FOURTE

Лично для меня Tia Fourte после U12t привнесли весомость. О, да, ощущение нехватки веса низких частот и некоторой осязаемости верхних улетучилось. Взамен ему пришла убедительность, общая массивность и монументальность подачи и бархатистость ВЧ. Тонально наушники нельзя назвать нейтральными. Они имеют свой определенный почерк, отчасти сравнимый с Solaris SE, но с некоторыми поправками. Эмоциональность последних выше, а у Tia Fourte другой подход к построению пространства. 

Звук Tia Fourte это интерпретация 64 Audio V-шки только в формате Hi-End наушников. Тут нет ни излишней подчеркнутость или явного окраса. Если говорить о низких частотах, то заметен акцент на самом нижнем басу, отчего этот диапазон в связке с LPGT звучит восхитительно. Середина же довольствуется ролью поддержки и на лавры примы не претендует. Но, как и с любыми другими Hi-End моделями, все не так просто. Tia Fourte умело управляют вокалом. При общем дистанцировании средних частот и толики сглаженности в их звучании вокал имеет прекрасную энергетику и нет поводов обвинить его в отстраненности. Напротив, работа с вокалом – один из главных “хуков” Tia Fourte. Их подача может не цеплять, но когда дело доходит до великолепно записанных вокальных партий, они могут растопить твое аудиофильское сердечко. 

При этом, несмотря на наличие отдельного ВСЧ-излучателя, Tia Fourte сохраняют в общем нейтральный характер середины вплоть до нижних ВЧ, очень плавно набирающих энергию по мере роста частоты сигнала. Tia Fourte даже это повышение делают очень тактично и предельно осторожно. 

В целом наушники имеют некоторую патину аристократичности в звучании. Не утонченности и изысканности, а именно аристократичности. Слегка вальяжной, чуть снисходительной, но с чувством вкуса и врожденной склонностью к эстетике. Tia Fourte – как баронет в надцатом поколении. Они не пытаются подчеркнуть родословную, мол, зачем, все и так всё знают, но и не скатываются в откровенный плебейский материализм. Оставляя место возвышенному и платоническому. 

СЦЕНА

Сцена, пожалуй, это одно из главных достоинств Tia Fourte. Наушники отталкиваются от масштабов пространства. Они обладают неподдельным характером открытых моделей и творят чудеса с позиционированием, предельно точно “разбрасывая” образы по полотну. Сцена очень широкая, ее панорама впечатляет. Буквально на каждой композиции Tia Fourte могут удивить, выдавая массы деталей и при этом разнося их “навигационным картам” воображаемой сцены. 

Сцена преимущественно строится вширь, чем в глубь, оставаясь при этом хорошо построенной в перспективу. Наушники тут сосредотачиваются на передаче микроконтрастов и тем самым подчеркивают “разность зарядов” планов. Тут помогает тюнинг средних частот. Манипуляции в районе 1 кГц и 4 кГц способствует форсированию “углубления” звука. 

Образы рисуются естественно соразмерные, с небольшой склонностью к гипертрофии. Что отлично коррелируется с тем пространством, что создается Tia Fourte. Тут хватает и воздуха, и пространства между инструментами и фигурой вокалиста. В общем и целом работа с построением сцены и “рисованием” воображаемых образов производится в манере вечного поиска и соблюдения баланса. 

Говоря о главных конкурентах, то можно поставить условный знак тождества между Tia Fourte и M5. По части сцены у наушников похожий характер, однако, M5 может спутать карты куда более эмоциональной и энергичной серединой. Wraith создают непревзойденную панораму, а эшелонированность презентации может заставить бледнеть кого угодно. Наушники не стесняются употреблять стероиды и прочие запрещенные препараты, чтобы быть на высоте. EE Odin делают крен в сторону эффектности и голографизации. Я счел их подачу пространства и визуализацию образов наиболее интересной и, что немаловажно, эффектной. Это наиболее трехмерная по передаче воображаемой сцены модель. Поправка, из слышимых мной. Однако, не всему такая презентация воспринимается как естественная и натуральная. Я к этим людям не отношусь. Кстати, об упомянутых Solaris SE. Перламутровые гибриды имеют более компактную подачу и более плотную расстановку звуковых образов. Однако, их характер вертикальной презентации и сочетании естественности и трехмерности компенсирует с лихвой некоторую камерность и интимность.

Аристократическая сноровка и эстетизм Tia Fourte прекрасно передаются этой версией Триптиха Джакомо Пуччини. Очень динамичный и неожиданно драйвовый как для жанра “интро”. Вступающие по мере развертывания этой музыкальной простыни инструменты прецизионно позиционируемы. Tia Fourte находит свое место в этом наслоении образов даже столь мелким элементам как ручная перкуссия (или по-простому – треугольник). Подобные произведения прекрасно сочетаются с характером Tia Fourte играть масштабно и от “горизонтали”. А умение отрабатывать мелкие детали композиции создает насыщенность пространства как макро образами, так и микро. 

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

Бас Tia Fourte обладает очень качественно реализованным выделением суб-басовой области. Наушники, хоть и заметно, но все же аккуратно форсируют диапазон нижних НЧ, сохраняя прекрасную осязаемость всего диапазона вплоть до нижних СЧ. Бас фактурен, некоторая накачка суб-НЧ придает ему ласкающей слух массивности. Скорость сложно назвать по-арматурному высокой. Но она достаточна для отработки транзиентов. НЧ великолепно контролируются, что крайне важно ввиду довольно мощного суб-баса. Этот 10-миллиметровый драйвер копает очень глубоко и там, на самом дне, освещает слушателю весь шельф. 

Динамический драйвер обеспечивает натуральную тактильность НЧ, а также хорошую протяжность. Она умеренна и, на мой слух, находится в том узком диапазоне субъективных оценок, который я бы назвал золотой серединой. То есть низ у Tia Fourte сложно назвать сухим и поджарым, но и рыхлым или жирным еще сложнее. 

НЧ обладают хлесткостью атак и естественностью затуханий. Где нужно, они поддают массы и хорошо распределяют вес по диапазону, не пресыщая самые нижние регистры. При необходимости они демонстрируют несвойственную подаче такой массивности маневренность. Низкие частоты могут похвастаться широким диапазоном динамических свойств. Эту особенность я бы назвал сменой агрегатных состояний. От пара до твердого состояния. И промежуточное, жидкое, аморфно-нейтральное, всезаполняющее, но податливое и послушное. 

Если говорить о конкурентах, то Fir Audio M5 обладает чуть сильнее подчеркнутыми средними басами и, как следствие, другим характером. НЧ EE Wraith линейные и такие же глубокие, как у Tia Fourte. Odin обладают, как по мне, лучшими НЧ в принципе среди знакомых мне топов. Они сохраняют превосходную прозрачность и реализм суб-нч, но в то же время имеют фантастически текстурированный мид за счет наиболее высокого разрешения из всех упомянутых моделей. 

Раз уж на этих страницах были упомянуты Solaris SE, пусть и находящиеся в немного другой ценовой лиге, то нельзя обойти сравнение и с ними. Также обладая подчеркнутыми НЧ, “спешлы”, в отличие от Tia Fourte, закладывают заряды взрывной энергетики, во-первых, выше по АЧХ, в область мид-баса. Во-вторых, делают это в иной, чуть более драйвовой манере, уходя сильнее от нейтральных сигнатур звучания. При правильном подборе кабеля “спешлы” могут, сохранив этот драйв и акцент на миде, демонстрировать превосходный суб-бас. Если Solaris SE кажутся вкуснее в этом диапазоне, то Tia Fourte, однозначно, на полную раскрываются на дистанции. Более спокойные и нейтральные, Tia Fourte занимают свою нишу среди топов, не исповедующих предельно нейтральное звучание.

Трек потрясающей Нубьи Гарсии, раскрывающий потенциал Tia Fourte по части воспроизведения самых низких натуральных НЧ. Это, возможно, самый уходящий глубоко вниз контрабас, который я слышал. И Tia Fourte великолепно отрабатывают область суб-баса, извлекая массу информации из самых утробных партий. При этом легкий акцент не оттесняет ведущую партию тенор-саксофона и заигрывающие со слушателем клавишные, захватившие второй-третий план. 

Но не одними живыми натуральными НЧ могут похвалиться Tia Fourte. Этот трек показывает, как наушники справляются с электронными НЧ. Помимо передачи глубины, Fourte прекрасно отрабатывает плотный удар. Он собран, не дает и намека на какую-то расслабленность или вязкость. НЧ четкие, цельные, эта округлость и упругость передана наилучшим образом. Отсутствие тембральной вариативности и микродинамики на низких частотах в этом треке Fourte компенсируют плотностью и четкой геометрией. Четкой – не сложным переплетением углов и форм, а идеально округлой, не допускающей остроты граней. Динамика НЧ бита в исполнении Tia Fourte показывает, куда заложено зерно эмоциональности в эти как раз таки эмоционально довольно нейтральные наушники.

Градус эмоциональности нижних частот растет по мере движения индикатора на тайм-баре. В первой части композиции партия бас-гитары звучит почти безэмоционально и предельно технично. По мере развития музыкальной темы, растет и накал. По мере вступления на  второй части замечаешь, как Tia Fourte постепенно вращают регулятор уровня на тембр-блоке, увеличивая вес и напор НЧ-партий. Трек прекрасно показывает в том числе и разделение в НЧ-спектре, тут у Tia Fourte все тоже превосходно. 

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Середина у Tia Fourte относительно прочего диапазона несколько отодвинута от слушателя. Сделано это в угоду более глубокой презентации. Но, если у рядовых моделей это часто встречаемый ход, то 64 Audio подкрепили это также и скрупулезной проработкой наушниками разделения образов и планов в среднечастотном диапазоне. Помимо психоакустического эффекта “глубокого пространства”, мы имеем еще действительно классную проработку планов.

В этом и кроется двойственный характер СЧ у Tia Fourte. С одной стороны они обладают чуть сглаженной подачей без явных акцентов на микродеталях и чрезмерного подчеркивания текстур. С другой – эти разделение, проработка и пространственное позиционирование не могут не свидетельствовать в пользу техничности СЧ у Tia Fourte. Другое дело, что это сделано не прямолинейно, а за счет реализации скрытых возможностей, которые дает в том числе и tia драйвер, работающий в паре с обычной арматурой. 

Такая презентация Tia Fourte на СЧ наводит меня на аналогии с U12t. Только с ВЧ этой модели. Обладая завидным техническим багажом, верха U12t также могли быть охарактеризованы как несколько отрешенные и как бы вынесенные “за скобки”. Середина Tia Fourte в меньшей мере подпадает под определение отрешенности, но любители более теплой и эмоциональной подачи сочтут, вполне возможно, ее таковой. 

Tia Fourte обладают заметно меньше делают упор на средние частоты, чем EE Odin, Fir Audio M5 просто ярче звучит в этом области, в частности отрабатывает вокал в несколько иной манере. О вокале Tia Fourte я еще поговорю отдельно. Wraith эмоционально ближе всех к герою обзора, но с явно более выраженным акцентом на мельчайших нюансах, с их буквальной микроскопией. Ну а приведенные в качестве личного сравнения “спешлы”, хоть и тоже не выпячивают СЧ, подают их в чуть более крупной и музыкальной манере.

Эта сглаженность придает толику музыкальности СЧ Tia Fourte за счет дополнения того уровня разделения, который демонстрируют наушники. Кроме того, нижняя середина “подогрета” массивным низом, что положительно сказывается на общей натуральности звучания. Так как в целом натурализм и естественность  не являются первичными отличительными чертами Tia Fourte, хотя несомненно наушники не грешат откровенной фальшью и синтетикой. Другое дело, что UM Mason V3+ и EE Wraith среди топ-сегмента обладают той самой ярко выраженной натуральностью, где-то даже излишней. В том время как те же Odin, M5, да чего там далеко ходить Solaris SE, подают материал в чуть более привлекательном свете и манере, делая ставку на вовлекающую силу музыки. 

Несмотря на то, что за ВСЧ отвечает выделенный на то драйвер, эту область нельзя назвать выделенной или яркой. Наушники в этом пикантном для многих диапазоне звучат комфортно и сохраняют приятную слитность. Тут тандем излучателей работает в полном согласии и взаимопонимании. В целом СЧ можно было бы назвать цельно-монолитными – настолько ровно передается диапазон. И это несмотря на некоторые нюансы кривой АЧХ. Что еще раз доказывает, что она имеет мало общего с тем, как в конечном итоге звучат наушники. 

Хороший трек, показывающий противопоставление, контраст средних, обеспечиваемый Tia Fourte относительно низа. Густой и массивный бас в композиции не “душит” середину, пусть и имеющую меньший вес в принципе, безотносительно этой композиции. СЧ сохраняют прозрачность и высокую информативность. Тут Tia Fourte показывают, насколько они хороши в макро разделении. 

Tia Fourte в свойственной манере звучит на композиции Bully от Black Pistol Fire, однако, этот характер СЧ все-таки имеет лишь косвенное выражение, не сказывающееся кардинально на подаче композиции. Очень серединистый блюз-рок от канадского дуэта попросту не может звучать иначе, если только наушники не обладают напрочь убитыми СЧ, что явно не про наш случай. Скорее эмоционально Fourte стоят на ступень ниже тут, чем если бы тут вместо них “трудились” Odin или M5. Гитара Кевина Маккиоуна звучит чисто, выразительно с превосхондой передачей текстуры. Но я бы добавил чуточку эмоций. Однозначно, Tia Fourte больше придется по душе тем, кто не рыщет в поисках драйва и пыла в середине.

Однако, есть некоторая особенность на средних частотах, связанная с подачей Tia Fourte вокала. При том, что область СЧ располагается на вторых ролях, образ вокалиста делает шаг навстречу слушателю, отчасти выделяясь. Но не на общем фоне прочего спектра, а относительно СЧ-регистра. Приятная манера, делающая вокал более весомым, теплым и естественным, а также добавляющая страсти в относительно эмоционально нейтральную середину. 

Есть языки, фактурность и лингвистическая яркость которых лучшим образом подходит для оценки работы наушников с вокалом. Например, французский и немецкий. Tia Fourte хорошо выделяют вокал Алена Башунга среди гитары и виолончелей. Ему придана щепотка веса для убедительности и тепло для натуральности. Tia Fourte прекрасно передают и мельчайшие не фонетические нюансы, связанные с работой речевого аппарата. Тембрально раскрыться вокалу могут помочь и более “простые” (прости господи) модели, но эта натуралистичность и текстурность, свойственная французскому, находит в лучшем виде проявление как раз в моделях HiEnd сегмента.

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Один единственный tia драйвер в Fourte творит всю магию на верхних частотах. Если вы слушали хотя бы одну модель с излучателем tia, то понимаете о чем я. При этом сразу отмечу, что сам я не являюсь фанатом ВЧ, как их видит 64 Audio. Тут нужно смотреть на картину под несколькими углами. Говоря о профессиональной линейке, тем более “закатанной” в кастомный корпус, то, несомненно, от ВЧ ждешь прежде всего точности, детальность и прозрачности. Уже во вторую очередь от них требуешь музыкальности и эмоциональности. И это в принципе правильно. Другое дело, что сейчас мы имеем дело с больше аудиофильской моделью, чем профессиональной.

И вот тут я так и не смог отделаться от ощущения, что наушники пытаются сосредоточить моё внимание именно на технической и информационной составляющих. ВЧ Tia Fourte очень детальны, умеренно рассыпчаты, в той степени, в которой их можно таковыми наречь, они обладают превосходной проработкой послезвучий. Россыпи искр и брызг после удара по цимбалам переданы восхитительно очерчено и без привкуса песка на губах. Проработка обертонов, как и количественно-временная их характеристика, на уровне прочих топов. С поправкой на особенности подачи. То есть технически и эмоционально ВЧ скорее мониторные, чем музыкальные.

Их сложно назвать акцентированными, точнее ярко акцентированными. Если про НЧ, особенно суб-бас это можно заявить без зазрения совести, то с ВЧ это справедливо скорее относительно несколько отведенных в арьергард СЧ. 

И точно ВЧ Tia Fourte нельзя считать зажатыми. Возможно, наушники перебарщивают с контролем, а его тут действительно ощущаешь в каждой октаве. Tia Fourte чрезвычайно строги, даже самые высокие или низкие тона не забалуют. И в моем понимании Tia Fourte не достает яркости. Хотя это предельно субъективная их оценка, но с которой я не могу не поделиться. 

Лично мне по вкусу приходятся больше ВЧ EE Odin, M5, даже Solaris SE, пусть и уступающие в разрешении, но обладающие чуть более высокой энергетикой, могут зацепить сильнее. 

Знаю немало людей, посчитавших три упомянутые выше модели яркими и утомительными при длительном прослушивании. Не спорю, модели яркие, хоть и в разной мере. Я бы назвал Tia Fourte самыми музыкальными из нейтральных топов. С одной стороны их не назовешь королями беспристрастной подачи (с таким-то басом), с другой – СЧ и ВЧ их куда более сдержанны, нежели у некоторых других флагманов. 

Тарелочки в композиции занимают едва ли не передовые позиции в расположении образов на воображаемой сцене. Такой тональный баланс и позиционирование позволяет раскрыться техническому потенциалу высокочастотного tia драйвера. Перкуссия протяжная, замечательно проработаны парциальные тона. Затухания не самые длительные, но они естественны. Как и атаки – артикулированные и очерченные. Работа с транзиентами у Tia Fourte на топ уровне. Кроме того, тембры точны и богаты. Подобные композиции на Tia Fourte звучат красиво, несмотря на в общем-то нейтральную их подачу, без окраса и лишнего “марафета”.

А вот на подобной электронике от ВЧ лично мне хотелось бы чуть больше яркости. Если в предыдущем примере tia драйвер мог вовсю развернуться, заполнив пространство послезвучиями, то в треке Мартина Сольвейга тембральная и тональная пестрота уходит на второй план. Передача динамики же Tia Fourte удается на славу, однако, синтетические ВЧ “просят” скорее не техничности и протяжности, точнее не только, а энергетики и яркости. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегмент абсолютного топа разнообразен и пестрит совершенно непохожими моделями. Одна из них, Tia Fourte, прекрасно иллюстрирует всю относительность и субъективность оценок звука как такового. Модель занимает интересную позицию между яркими и эмоциональными моделями и моделями, дающими предельно ровное и нейтральное звучание. При этом сами же Tia Fourte остаются вещью в себе. Пожалуй, этим наушникам не суждено быть чем-то вроде ватерлинии, они либо кажутся оптимальным выбором на фоне излишне навязчивых и приторных конкурентов или решений с чрезмерно сухой и аналитичной подачей, либо вызывают отторжение по причине того, что пытаются брать что-то свое из каждого из миров. Тем не менее, Tia Fourte занимают заслуженное место среди плеяды флагманских моделей.